05.08.2009 23:00
    Поделиться

    Московское метро - это не только самый популярный вид столичного транспорта, но и настоящий памятник архитектуры

    Сегодня московское метро не только самый популярный вид столичного транспорта, но и настоящий памятник архитектуры. Неслучайно такие станции, как «Маяковская», «Кропоткинская», «Красные ворота» в свое время удостоились различных наград на всевозможных международных конкурсах за свое оформление и вошли в учебники мировой архитектуры.

    Идея построить подземную дорогу в Москве появилась еще в 70-х годах 19 века, когда численность населения города приблизилась к 2 миллионам. Замысел понравился новатору Александру II, но из-за гибели императора и начавшейся русско-турецкой войны проект был заморожен. В 1902 году к теме подземного строительства вернулись вновь, но владельцы конно-железных дорог и духовенство, которое в этом деле усмотрело бесовщину, резко высказались против. А затем из-за Первой мировой войны, Октябрьской революции и Гражданской войны о метро метро пришлось забыть вплоть до 1931 года.


    К тому времени Москва уже стала столицей государства, численность ее населения выросла до четырех миллионов человек, и проблему городского транспорта необходимо было решать безотлагательно. В сентябре 1931-го года был учрежден Мосметрострой - государственная организация, занимающаяся подземным строительством, а уже в марте 33-го советское руководство утвердило схему из 10 линий, общей протяженностью свыше 80 км. На сооружение метро был выделен 21% годового городского бюджета.

    Цифры
    12
    линий включает система московского метро

    292,9 км
    общая протяженность линий

    177
    станций расположено на линиях московсокого метрополитена

    9 миллионов
    поездок в день совершают пассажиры московского метро


    Это была одна из немногих сталинских строек такого масштаба, на которой не использовался рабский труд заключенных. В результате мощной пропаганды грандиозного проекта, призванного доказать всему миру преимущества коммунистического строя, на строительство стекались добровольцы со всего Советского Союза. Рабочие трудились ударными темпами, несмотря на тяжелые условия. Отбойных молотков не хватало и туннели прокладывали с помощью кайл, ломов и лопат.


    Благодаря такому самоотверженному труду первая линия метро была построена в рекордно короткие даже по нынешним меркам сроки – за 2 года. Уже 15 октября 1934 года от станции "Комсомольская" до станции "Сокольники" прошел первый поезд из двух вагонов. А 15 мая 1935 года - 13 станций метро приняли первых пассажиров. К 1939 году метро разрослось до 22 станций и перевозило свыше миллиона пассажиров в день.

    Дворцы не для фараонов, а для народа

    При проектировании линий московской подземной железной дороги за образец принималась модель Лондонского метро с платформой в центре зала, между путями, но по указанию Сталина московское метро должно было отличаться от западного своим роскошным «имперским» стилем. В то время как в СССР вовсю шло разрушение православных храмов, там же под землей возводились настоящие дворцы – символы нового культа. Над обликом московского метро трудились лучшие архитекторы и художники того времени. В результате каждая станция, построенная в 30-е годы, стала произведением искусства.


    Например, «Кропоткинская» восхищает своей строгой простотой и в то же время изяществом. Подземное пространство станции по замыслу архитектора Алексея Душкина напоминает знаменитый древнеегипетский храм Амона в Карнаке с колоннами, подобными цветку Лотоса. Говорят, что когда один из членов Политбюро Л. Каганович, отвечавший за строительство метро, узнал об этом сходстве, он был крайне возмущен. Однако Душкин успокоил его: «У них дворцы для фараонов, а у нас - для народа!». Проект «Кропоткинской» был удостоен Государственной премии СССР в 1941 и "Гран-При" на Брюссельской выставке в 1958 году. В настоящее время станция охраняется "ЮНЕСКО" как мировой памятник архитектуры.

    Факт
    Лондонский королевский транспортный колледж в течение многих лет составляет независимый рейтинг метрополитенов различных стран на основе порядка 70-и показателей. Начальник московской подземки Дмитрий Гаев сообщает, что по таким параметрам, как надежность перевозки, максимальное использование ресурсов провозной и пропускной способности, а также по культуре обслуживания, московское метро стабильно занимает первое место среди 40 крупнейших метрополитенов мира. В час пик в московском метро уходит и приходит почти 50 пар поездов в минуту.

    Станция «Комсомольская-кольцевая» - признанный шедевр мирового метростроения. Главным архитектором «Кольцевой» был академик Алексей Щусев, спроектировавший  Мавзолей Ленина на Красной площади. Но в свое время он проектировал храмы и в оформлении этой станции использовал элементы православной архитектуры. Белые своды путевых тоннелей украшены лепниной без каких-либо цветовых излишеств, таким образом внимание пассажиров сосредотачивается на центральном своде. По его продольной оси расположено 8 гигантских мозаичных панно. «Комсомольская» была первой станцией, при оформлении которой использовалась техника античной и византийской мозаики: панно составлялись не только из кусочков разноцветного стекла - смальты, но и из маленьких гранитных и мраморных камешков. Все панно обрамлены лепными орнаментами, стилизованными в духе русской православной архитектуры.
    Станция «Маяковская» - жемчужина Московского метрополитена,


    которой невозможно не восхищаться, даже если видишь ее каждый день. «Маяковская» - вторая после «Кропоткинской» станция, созданная архитектором Алексеем Душкиным и также признанная памятником архитектуры мирового значения. Здесь, впервые вместо массивных пилонов, держащих свод, были использованы тонкие и хрупкие на вид колонны. Это был чрезвычайно смелый по тем временам архитектурный замысел, о котором зарубежные специалисты отзывались коротко: «невозможно». В результате «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.

    Московское метро поражало воображение и вызывало восторженные отклики. Побывавший в СССР французский романист и летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Кажется, народ, который в таком сооружении, как метро, придает большое значение роскоши и свету, создавая, таким образом, нечто не только полезное, но и приятное, уже построил самое главное и уверен в своем будущем».
    С имперским стилем покончил пришедший на смену Сталину Никита Хрущев, который развернул борьбу за экономию. Именно тогда появились типовые станции с невыразительной архитектурой. Но времена меняются. Строятся новые станции и на их оформление не жалеют денег. Примером тому служат мозаики второго вестибюля «Маяковской» и недавно открытая станция «Славянский бульвар».


    Статья опубликована во вкладке Russia Now в The Daily Telegraph (Великобритания) 30.06.2009, а также в газете "Дума" (Болгария) 24.06.20009

    Английская версия также доступна в формате E-paper на странице 8

    Тексты, опубликованные во вкладках, могут подвергаться стилистической правке со стороны газеты-партнера.

    Поделиться