Лето традиционно привлекает в наши края собирателей реликтов. Неудивительно, ведь несколько веков назад на территории Омской области бродили целые стада мамонтов, и сегодня здесь существует немало мест, где можно откопать не одну раритетную находку.
Каждое лето крутой берег Иртыша, подмываемый рекой, открывает новые реликты. Не так давно в поселке Большекулачье жители обнаружили целое кладбище мамонтов. Костей было столько, что ученым удалось собрать по частям взрослого доисторического слона. Сегодня гигантская фигура животного украшает зал Омского краеведческого музея. По словам специалистов, сибирский мамонт был не меньше африканского: ростом - три-четыре метра, весом до шести тонн.
- Наш экспонат - сборный, - рассказывает сотрудник музея Вероника Заулицкая. - За годы службы он дважды разбирался и реставрировался. Благо, "запчастей" в регионе хватает.
Это действительно так. Отдыхающие нередко находят кости, бивни, зубы древних млекопитающих отряда хоботных на местных пляжах. В некоторых северных районах Прииртышья доисторические останки имеются едва ли не в каждом доме. По мнению ученых, в этом ничего удивительного нет. Полтора десятка тысяч лет назад лохматые слоны в Сибири были едва ли не самыми распространенными животными. А вымерли они потому, что из-за вселенского похолодания лишились подножного корма.
Зато теперь добыча раритетных бивней считается прибыльным делом. До Первой мировой войны их поставки за рубеж, по данным историков, составляли более тридцати тонн в год. За два столетия из Сибири вывезены бивни десятков тысяч мамонтов. Неудивительно - художественная обработка кости и по сей день является одним из самобытных направлений в искусстве. Не так давно в Омском музее имени Врубеля прошла выставка скульптур "Белая сказка Севера".
- Это первая демонстрация полного собрания изделий российских мастеров-косторезов Х-ХХ веков, - сообщила куратор выставки Анна Царегородцева. - В экспозиции представлено 120 предметов, демонстрирующих эволюцию промысла, начиная от наконечников для стрел и заканчивая письменными принадлежностями, картинами и гравюрами.
Впрочем, и сейчас останки древнего животного востребованы не меньше, чем в прошедших веках.
- В экспедициях мы постоянно сталкиваемся со следами варварских раскопок, - рассказывает омский краевед Николай Берестов.- "Черные копатели" не церемонятся с захоронениями, выламывают из земли и разбрасывают кости, унося с собой наиболее экзотичные экземпляры, которые можно дороже продать.
Оградить Прииртышье от нашествия варваров пока нереально.
- Для этого необходимо придать той или иной территории статус охраняемого объекта, - сообщила директор Омского фонда охраны архитектурного наследия Ирина Гаврилова. - Как правило, такой статус имеют исторические памятники, связанные с деятельностью человека. Недавно предметы, подтверждающие наличие древней стоянки, обнаружены на территории Омской крепости. Сегодня законом в регионе охраняется порядка 1 200 памятников. Мамонтов в этом перечне нет.
Чтобы уберечь исторические зоны от грабителей, специалисты стараются лишний раз не разглашать новую информацию археологов.
- Залежей реликтовых костей в Омской области немало, - говорит советник министра по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области Ирина Раннинен. - Но мы сознательно стараемся публично не называть их адреса. Чем меньше об этом будут знать охотники за бивнями, тем больше ценного материала сохранит Прииртышье для наших потомков.
Между тем
Год назад омские художники приступили к работе над скульптурой четырнадцатиметрового мамонта с восседающим человеком. Установить монумент планировалось у Ленинградского моста. Для его изготовления потребуется более десяти тонн металла и примерно столько же миллионов рублей. Проект был утвержден на градостроительном совете еще шесть лет назад, однако средств местные власти так и не нашли. В прошлом году художники начали ваять мамонта в кредит. Сегодня уже готов каркас и бивни.