06.08.2009 02:00
    Поделиться

    Художники Алексей и Сергей Ткачевы номинированы на союзную премию

    Наша газета подробно рассказывает об обладателях премии Союзного государства в области литературы и искусства, представляет номинантов на высокое звание. В прошлом номере "СОЮЗа" гостем газеты был известный в России и Беларуси архитектор Юрий Григорьев, выдвинутый на союзную премию. А сегодня мы знакомим читателей с творчеством художников братьев Ткачевых, также номинированных на премию Союзного государства за цикл картин "Родная земля".

    Уникальность Ткачевых в том, что они пишут в две кисти. Их творческий союз состоит из двух творцов, наподобие литературных соавторов - Ильфа и Петрова, братьев Стругацких... Творческому наследию братьев посвящен музей на родине художников в Брянске. Об экспозиции музея, творчестве братьев-художников рассказывает хранитель музея Анастасия Закатова:

    - Музей братьев Ткачевых образован в 1995 году. Два года он был на реконструкции, а в минувшем году в декабре вновь открыл двери для посетителей. Деревни Чучуновка, где братья родились, не существует, вместо нее распаханное поле. Мать Ткачевых знала Тютчева наизусть, их отец участвовал в ликвидации неграмотности. Неподалеку находится имение Тютчева. Ткачевы, как уроженцы своего края, участвовали в возрождении тютчевского имения. Известный художник Валентин Сидоров вспоминал: в детстве братья носили прозвище Жезеляки - от слова "жезл". Алексей Петрович Ткачев всю жизнь трудился вместе с братом, Сергеем Петровичем. Он на три года его моложе: Сергей родился в 1922-м, а Алексей Петрович - в 1925-м. Художественное образование оба получили в Московском государственном художественном институте имени Сурикова. У Алексея Петровича этому предшествовала учеба в МСХШ, а у Сергея Петровича - в Витебском художественном училище. После окончания Суриковского института братья были направлены в Беларусь, там работали, в Брянск уже не вернулись. Да и возвращаться было некуда: в 1943 году снаряд попал в дом Ткачевых, восстановить его было невозможно. После войны семья жила в Беларуси, в Подмосковье, потом окончательно осела в Москве. Даже в тяжелые годы правительство заботилось о молодых дарованиях. Так, Игорь Грабарь и другие деятели культуры сумели сохранить костяк художественной школы. В 1944 году первый выпуск МСХШ полностью был принят в Московский художественный институт. Был среди них и Алексей Ткачев.

    - Сколько полотен в музее и как обновляется экспозиция?

    - Сейчас в музее около 500 работ, в экспозиции выставлено 200. В декабре 2008 года музею подарили 200 работ сами Ткачевы. Есть стационарная экспозиция и временная - акварели и графика. Стационарную экспозицию представляют полотна XX века, полотна "Дорогами войны", зал "На родной земле".

    - Когда началось совместное содружество Ткачевых?

    - Продолжая традиции русского реалистического искусства, традиции художников-передвижников, совместное содружество они начали с 1948 года, когда создали эскизы к знаменитой работе "Детвора". И вместе начали работать. Первую Государственную премию братья получили за работу "Между боями". Кистью и красками запечатлели они память о военной поре. Прототипом многих их картин стал сам Сергей Ткачев, в боях рядовым солдатом он прошел всю войну. Их творчество - пример уникального содружества двух прекрасных живописцев, которых судьба одарила равным талантом. Братья Ткачевы - явление в истории искусства самобытное и неповторимое

    В этом году, продолжает Анастасия Васильевна, мы выставили серию исторических работ Ткачевых, среди них "За землю, за волю", "В партизанском крае". Сейчас мало художников, которые пишут жанровые картины. Психологизм Ткачевых заключается в их историческом видении. Последняя серия Ткачевых на тему о Великой Отечественной войне - "Отчий дом". Исторические картины о минувшей войне были выставлены в Москве на Поклонной горе, на "Славянском базаре в Витебске". Произведения братьев - своего рода летопись истории России, летопись переломных моментов в жизни русского народа. Их произведения прежде всего жизнеутверждающие, они отражают незамысловатые подробности повседневного быта, но в этой бесхитростной простоте и открываются зрителю черты высокой духовности и поэзии. Образы русских женщин - великих тружениц, матерей - взяты из самой жизни, в них воплощена душа народа. У музея в Брянске хорошие перспективы, он будет династийный. Дочь Алексея Петровича Ткачева Елена - тоже художник, член-корреспондент Российской академии художеств.

    И последний вопрос директору Брянского музея:

    - Анастасия Васильевна! Братья Ткачевы, уже немолоды, как здоровье художников?

    - Живы-здоровы, трудятся на академической даче имени Репина, работают всей семьей. Зимой живут в Москве: преподают в академии. Писать они будут до последнего вздоха. Алексей Петрович в течение нескольких десятилетий руководит творческой мастерской Российской академии художеств, воспитав не одно поколение художников. Ткачевы принадлежат России, а мы - частичка России, их малая Родина, и этим горды.

    Поделиться