Тесные связи с российскими регионами у Витебщины сложились давно. Практически 70 процентов металлов, нефтяного, кожевенного, текстильного и химического сырья витебские предприятия получают от восточных соседей. И хотя товарооборот Придвинского края с Российской Федерацией в последнее время из-за кризиса снизился, он достаточно прочно удерживается на уровне 25 процентов. Есть потенциал для роста, неплохие перспективы развития партнерских отношений. Но имеются и проблемы, без решения которых непросто наладить эффективное сотрудничество.
Экономический кризис стал причиной удлинения сроков во взаиморасчетах россиян с белорусскими производителями, сократилось число потребителей, готовых вовремя платить за продукцию. Если в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях финансовые проблемы не столь заметны, то во многих российских регионах они дают о себе знать. Рынок сузился, и с этим столкнулись белорусские предприятия. В том числе и те, которые имели отлаженные связи с российскими партнерами.
- Когда-то на белорусской продукции без видимых усилий многие российские предприниматели делали неплохой бизнес, - рассказывает заместитель председателя комитета экономики Витебского облисполкома Константин Черный. - Но те времена закончились. Ожидать, что сегодня кто-то будет ездить по белорусским регионам и скупать продукцию, не приходится. Поэтому наши предприятия должны создавать собственные структуры сбыта на российской территории.
Высокие объемы производства сегодня не являются гарантией успешного присутствия белорусского производителя на российском рынке. Чтобы на нем закрепиться, некоторые, как, например, витебский кабельный завод "Энергокомплект", создали дочерние предприятия в соседнем Смоленске. Теперь это СП - полноправный российский субъект хозяйствования с более серьезными перспективами развития.
- Если бы, к примеру, телезавод "Витязь", а также машиностроительные и приборостроительные предприятия Витебщины имели в Подмосковье сборочные производства, консигнационные склады, сервисные центры - их продажи в России шли бы гораздо успешнее, - уверен К. Черный. - К сожалению, немногие сумели подготовить такую платформу для присутствия на российском рынке. Сегодня, чтобы заявлять о себе, необходимо потратиться, вложить деньги в структуру, в рекламу. Другого пути нет.
Многие белорусские предприятия нуждаются в инвестициях. Однако и здесь не все решают деньги, есть проблемные нюансы. К примеру, российские инвесторы хотели бы приобрести у соседей молокозаводы. Но вот некоторые вопросы, возникающие при подготовке сделок, как правило, ставят их в тупик.
- Дело вовсе не в том, что мы принципиально отказываемся продавать что-либо, - объясняет позицию Витебского облисполкома К. Черный. - Однако мы интересуемся: где инвестор поставит животноводческий комплекс, откуда возьмет молоко на переработку? Из Вологды или из белорусского колхоза, который поддерживается государством? При выборе второго варианта необходимо встраиваться в нашу систему, играть по нашим правилам. Желающих пока единицы, хотя примеры эффективной работы есть. Например, концерн "Детскосельский". Заинтересованность в совместном производстве сельскохозяйственной продукции у россиян большая. Недаром во время визита на Витебщину псковский губернатор в первую очередь ознакомился с программой возрождения и развития белорусского села. В принципе нормальное сельскохозяйственное производство и на Псковщине можно организовать, но там сегодня оно гораздо дороже обойдется. А в Беларуси сохранились база, кадры, и, если с российским инвестором, у которого есть средства, мы найдем общий язык, польза будет обоюдная.
- С россиянами у нас в экономике не такие большие различия, как, скажем, с Германией, однако и с ними порой не так легко сесть за стол переговоров, чтобы подписать итоговые документы, - говорит К. Черный. - Так, например, происходит с витебским аэропортом, где планируется построить транспортно-логистический центр. Есть итальянские партнеры, подсказывающие любопытные решения, но они не готовы пока вложить деньги. Интересуются проектом и россияне, но и с их стороны конкретики тоже маловато.
По словам моего собеседника, географию регионального сотрудничества необходимо расширять:
- У нас сложились хорошие связи с Москвой, Санкт-Петербургом, Смоленском. Сейчас витебским производителям нужно наращивать свое присутствие в других российских регионах: создавать товаропроводящие сети в Твери, Новосибирске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде. Самые перспективные регионы для нас сегодня те, которые не перенасыщены товаром, как Москва. К тому же российский рынок - это замечательная школа для предприятий белорусского реального сектора экономики, где они могут и обязаны учиться хозяйствовать в условиях рынка, опираясь исключительно на экономические рычаги, а не на поддержку из бюджета.