Кризис повысил доходность ломбардов на треть. В таких условиях логично ожидать роста их количества, и, судя по всему, места на этом рынке достаточно. Скажем, в Санкт-Петербурге один ломбард приходится в среднем на 250 тысяч жителей, а в Европе - один на 50 тысяч.
- Я пользуюсь ломбардами уже давно, - делится опытом житель Санкт-Петербурга Сергей Бовок. - Специально для этих целей мы с женой несколько лет назад из старых сломанных золотых украшений отлили простое широкое кольцо. Выглядит оно довольно уродливо и художественной ценности не имеет. А вот использовать его для быстрого получения денег очень удобно: относишь в ломбард - и получаешь деньги. Процентные ставки сейчас небольшие, а золото постоянно дорожает. Раньше мы закладывали кольцо примерно раз в полгода, а с приходом кризиса - буквально каждые два месяца.
Таких, как Сергей, с каждым месяцем становится больше. В ломбарды по-быстрому перехватить денег значительно проще, чем оформлять займ в банке, собирая справки и доказывая свою платежеспособность.
- За последнее время оборот у нас заметно вырос, - подтверждают в том же ломбарде. - Начал увеличиваться еще в октябре, а пик пришелся на май, такого активного месяца у нас еще никогда не было. Сейчас количество клиентов немного уменьшилось, потому, что летом в городе меньше людей. Но все равно, по сравнению с началом августа прошлого года, наш оборот увеличился на 30 процентов.
Эти данные подтверждают и в других ломбардах города.
- В Петербурге 120 ломбардов, их услугами, по разным оценкам, пользуются от 150 до 500 тысяч человек в год, - говорит Екатерина Богданова, представитель Межрегиональной ассоциации ломбардов. - Раньше мы не выдерживали конкуренции с банками, наперебой предлагавшими экспресс-кредитование по привлекательным ставкам. Однако сейчас ситуация обратная. Банки ужесточили условия выдачи кредитов, и люди обратили внимание на ломбарды. По данным Лиги ломбардов, прирост такой клиентуры составляет 3-5 процентов в месяц. Наиболее востребованный размер займа - 5-10 тысяч рублей.
На золото по-прежнему приходится основная доля залогов - около 70 процентов. На втором месте - мобильные телефоны, следом - бытовая техника. А вот машины закладывать стали реже, отмечают в одном из ломбардов Приморского района. - Все-таки это средство заработка, которого сейчас никто не хочет лишиться.
Можно было бы ожидать, что люди, оставшиеся без работы, понесут закладывать самые неожиданные вещи. Но подобной тенденции не наблюдается. Даже наоборот - ломбарды стали осторожничать, стараясь не связываться с вещами, которые в случае невыкупа будет сложно реализовать.
В Межрегиональной ассоциации ломбардов утверждают, что процент невыкупленных закладов остался на докризисном уровне. В этом отношении ломбарды стараются быть как можно лояльнее, чтобы заемщик не терял свои ценности, а значит, оставался в рядах постоянных клиентов. Ведь доход ломбарда на 85-90 процентов складывается из уплаты должниками процентов по займу, и лишь оставшиеся 10-15 процентов приходятся на реализацию невыкупленных вещей.
Основной контингент ломбардов - люди с небольшим и средним доходом, которые не могут рассчитывать на банковский кредит. Но в последнее время к услугам ломбарда стали часто обращаться предприниматели.
- Руководители компаний используют залоговые кредиты, когда для покупки оптовой партии товара по низким ценам предпринимателям требуется большая сумма денег, - комментирует Богданова. - Банки такие кредиты сейчас не предоставляют, предприниматель реализует свой товар и выкупает залог - вот такая форма кредита в кризисное время.
Растущую популярность ломбардов отмечают и по всей Центральной России. Так, как рассказал корреспонденту "РГ" управляющий одного из тульских городских ломбардов- членов Лиги ломбардов Дмитрий Коняев, количество обращений в последнее время увеличилось почти на 30 процентов по сравнению с докризисным временем. По его словам, по-прежнему 80 процентов залогов - ювелирные изделия.
Проценты в тульских ломбардах вполне сравнимы с банковскими, а кое-где и ниже. К примеру, в одном из заведений, традиционно работающем с ювелирными изделиями, недавно установили даже льготный процент для пенсионеров. Несмотря на это участились случаи, когда люди не выкупают залоги.
А вот в новосибирских ломбардах не заметили особого повышения спроса на их услуги. Зато за последние годы увеличилось количество самих ломбардов - если раньше в Новосибирске в этом бизнесе работали пять-шесть организаций, то сейчас их больше на порядок. Возможно, возросшей конкуренцией и объясняется отсутствие вала клиентов.
По словам сотрудников ломбардов, они привыкли скорее к сезонной активности клиентов - например, перед первым сентября, когда семьям требуется круглая сумма, чтобы собрать детей в школу. Летом, в сезон отпусков, потише, а еще один пик - перед Новым годом. "К нам всегда шли и идут и студенты, и предприниматели, и адвокаты, и прокуроры, и даже судьи - затруднения с деньгами бывают у всех", - говорят в ломбарде. Самый распространенный заклад - золотые серьги-цепочки, которые в городских ломбардах принимают по 260 рублей за грамм.
...К окошку с надписью "золотые украшения" - три человека. Все они продляют срок кредита, внося проценты - от 0,3 от суммы залога в сутки. Молодая женщина по имени Анна в ломбард обратилась впервые - потребовались деньги на ремонт машины, которая в последнее время кормит семью: мужа сократили, и теперь он пытается заработать частным извозом. Пришлось пожертвовать хорошими золотыми украшениями, даренными ей бабушкой лет двадцать назад, - и хотя срок залога уже пришлось продлить, Анна надеется вернуть семейные ценности. Иначе они окажутся на соседней витрине - невыкупленные заклады в этом ломбарде реализуют тут же и по бросовым ценам.