Александр Акопов о настоящем и будущем ТЭФИ

Закончился прием заявок на Национальный телевизионный конкурс "ТЭФИ-2009". И уже в конце августа восемь профессиональных Гильдий, состоящих из членов Академии Российского телевидения, будут определять  тройки финалистов и выбирать победителей путем тайного голосования.

Телеакадемия в течение этого года работала в достаточно непростых условиях: в 2008 году вовсю циркулировали слухи об ее распаде, и даже прошли перевыборы президента - Владимира Познера сменил Михаил Швыдкой. Как работалось, что происходит сейчас и чего нам ждать от церемонии, которая пройдет в Санкт-Петербурге  в конце сентября, "РГ" рассказал член Правления Академии Российского телевидения Александр Акопов.

Российская газета: Александр Завенович, говорят, ТЭФИ в этом году оживает: новые условия работы пошли на пользу премии.

Александр Акопов: 509 работ по сравнению с тем, что в прошлом году  473 - цифры говорят сами за себя. Могу добавить лишь одно: известная  ситуация, которая на мой взгляд совершенно несправедливо была перенесена на личность Владимира Владимировича Познера, подходит к своему разрешению. Академия продолжает функционировать  в нормальном режиме, в котором, собственно, и должна была работать.  Уничтожить ее в любом случае нельзя. И проблема в том, что нужно найти оптимальное сочетание управляемости и самоуправляемости. Прелесть ТЭФИ всегда заключалась в том, что это - профессиональный приз, который коллеги вручают коллегам. Скажем честно, я крайне скептически отношусь к характеристикам, которые деятели кино и телевидения дают друг другу в личных беседах. Это, как правило, неправда, потому что справедливую характеристику своей работы можно получить только от близкого друга, но не от коллеги вообще. Но, что любопытно: когда коллеги собираются в большом количестве  в широком составе и голосуют, то действительно получается справедливая оценка. Вот в этом и состоит вся прелесть ТЭФИ. Когда собираются триста человек, всегда получится честный результат, а, если три или тридцать - нет.

РГ: То есть, чем больше тем лучше.

Акопов: Да, и это всегда было моей позицией. Я всегда считал, что в Академии должно быть пять тысяч человек. Не меньше!  Лишь тогда голосование будет честным.

РГ: Вы в этом году принимали участие в работе конкурса "ТЭФИ -Регион"?

Акопов: Считаю, что "ТЭФИ -  Регион" важнейшая, если не самая главная составная часть основного конкурса "ТЭФИ". В регионах очень много работают. В основном, это касается не столько художественного телевидения, сколько новостного,  документального, публицистического и так далее. Много интересных людей и  работ. При всем неравенстве технических возможностей между центральными и региональными программами, я  - за то, чтобы последние активно участвовали, прежде всего, в федеральном конкурсе. Хотя, безусловно, конкурс "ТЭФИ - Регион" в том виде, в котором существует сегодня, тоже необходим. И все академики с удовольствием принимают в нем участие. Людям нужна оценка их работ.

РГ: Вы возглавляете Гильдию продюсеров…

Акопов: Возглавляю -  сильно сказано. Роль руководителя гильдии сводится к координированию работы круглого стола, когда все   собираются.  Я пока ничего не смотрел, время еще есть. И как раз нынешний полуотпускной период  оставил для того, чтобы познакомиться с работами.

РГ: В этом году новшество - работы на конкурс выставляют производители. Вы по стечению обстоятельств как раз глава крупной производящей компании и можете рассказать, как дело обстоит на практике. Ваша компания что-то выдвигала? Или лучше, когда работы на конкурс представляет канал?

Акопов: Компания выдвигала. Моя позиция по этому вопросу очень простая. Я считаю, что учредителями ТЭФИ должны быть не каналы -вещатели, а именно производящие организации и частные лица. Тогда эта организация обретает тот самый фундамент, о котором можно говорить. Шесть, десять или двенадцать каналов - они друг с другом никогда не договорятся. И не потому, что там  плохие люди, а потому, что они работают в разных нишах. А подобрать общий критерий оценки для программы, которая выходит, скажем,  на канале ТНТ и на "России" - очень сложно. Поэтому каналам друг с другом  непросто. А вот производителям гораздо проще. Потому что у них есть свои универсальные критерии что хорошо, а что плохо. Поэтому я считал и считаю, что ТЭФИ должна быть переучреждена. Каналы должны выйти из учредителей, и эта миссия должна быть оставлена производителям

РГ: Это вообще реально? Я так спрашиваю, потому что мне кажется, что каналы никогда не согласятся расстаться с ролью учредителей премии.

Акопов: А мне кажется, что согласятся. Потому что им самим уже надоела вся сложившаяся ситуация. И тот факт, что все то, что происходит с ТЭФИ, ассоциируется с их конкретными именами. А производящих организаций много. Они  в гораздо  меньшей степени ассоциируются с кем-то конкретно. Это уже достаточно массовое производство. Поэтому обвинить в чем-то премию, учредителями которой будут являться 50 производящих компаний, будет гораздо сложнее, чем когда учредителями является ряд каналов.

РГ: Вот вы говорите свои профессиональные  критерии успеха по которым производители судят. Назовите хотя бы несколько. Вот вы сами по каким критериям судите?

Акопов: Для меня первым и главным критерием является успех программы у аудитории. Но иногда она высоко оценивает продукт, который, скажем так, не обладает специальными художественными достоинствами. Тогда выступает следующий критерий - художественные достоинства, творческие, личностные, производственные. Пример: мы знаем, что такой-то документальный фильм, может быть, не является открытием в неигровом кино, но это - личностный подвиг создателя: он сделал это в невыносимых условиях и это -  профессиональное достоинство для человека, который  работает на телевидении. Автор далеко не всегда должен сделать художественное открытие, но может совершить личностное. Это может быть сверхинтересное расследование, работа, связанная с риском для жизни, с какими-то другими особыми обстоятельствами… И за это надо награждать. Так что обстоятельства, когда коллеги могут решить, кто достоин премии,  разные. Но, поверьте мне, в профессиональном кругу всем  понятны и  известны. Другое дело, какие решения мы принимаем. Мы можем  в разных ситуациях проголосовать за то или иное, но, поскольку все занимаемся одним и тем же делом, у всех эти оценки сидят в  подкорке.

РГ: А система голосования, какой пользовались раньше и которую возобновили  сейчас - она вам нравится?

Акопов: Она соответствует требованиям. Я считаю, что возврат к конвертам - это правильно. В свое время был эксперимент по голосованию в зале, который очень красив с точки зрения телевидения, но,  к сожалению,  привело к тому, что результаты предыдущего голосования влияли на результаты следующего. Когда люди принимают решение  в спокойной обстановке, не будучи подверженными влиянию зала - это дает более объективную картину.

РГ: То, что в этом году ТЭФИ будет проходить в Санкт-Петербурге и транслироваться по Пятому каналу, у которого пока не столь большая  аудитория по сравнению с другими федеральными  - хорошо, на ваш взгляд, или не очень?

Акопов: Это хорошо для конкретной ситуации. И для Пятого канала.  Хорошо потому, что ТЭФИ продолжает существовать и может это делать независимо от воли тех или иных каналов. Это принципиально. И ТЭФИ - это приз сообщества и  по большому счету должно быть совершенно все равно покажут его по ТВ или нет.

РГ: Не скажите!  Для многих трансляция играет определяющую роль.

Акопов: Цель у нас другая. А саму церемонию можно разместить и в интернете.

РГ: И ее разместят?

Акопов: Думаю, что да.

 

Справка "РГ"

Напомним, что в 2009 году по новым условиям представлять работы на конкурс могли только производители, а не телеканалы, как было прежде. И вот результат: от производителей  нынче поступило 509 заявок. Для сравнения -  в прошлом году в конкурсе участвовало 473 работы.

Премия "ТЭФИ-2009" будет присуждаться по 46 номинациям. Наибольшее количество заявок поступило в номинацию "Телевизионный документальный фильм" - 43 работы.  За звание лучшего в номинации "Продюсер фильма:сериала" будут бороться 20 кандидатов. В номинациях: "Информационно-развлекательная программа" - 21 работа, а в  "Развлекательная программа. Образ жизни"  -  20. В номинации "Программа для детей и юношества" - 18 работ-участников конкурса,  "Информационно-аналитическая программа" - 16 заявок, а "Информационная программа" - 12.