С улиц Москвы прогоняют междугородние автобусы

Площадь трех вокзалов в столице - Казанского, Ярославского и Ленинградского - стала за последнее время заметно просторнее. "Ушли междугородные автобусы, теперь можно увидеть лишь единицы", - с удовлетворением констатирует начальник дирекции железнодорожных вокзалов ОАО "РЖД" Сергей Абрамов.

"И в самом деле, разве нормально, что к воротам города, как еще называют площадь трех вокзалов, ни пройти ни проехать? - сказал корреспонденту "РГ" префект Центрального административного округа Алексей Александров. Именно ему мэр Москвы Юрий Лужков поручил возглавить штаб по наведению порядка на всех привокзальных площадях столицы. К выводу о том, что заняться этим нужно безотлагательно, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин с градоначальником пришли во время встречи, проходившей месяц назад.

Логика городских властей понятна: самолеты прилетают в аэропорт, поезда приходят на железнодорожные вокзалы, а автобусы должны приходить на автовокзалы. Если посмотреть с точки зрения безопасности, то после длинной дороги автобус нуждается в подготовке к обратному рейсу, а водитель - в отдыхе. На площади же трех вокзалов вместо профилактики автобусы, как правило, превращаются в гостиницы на колесах, где шоферы спят в гамаках или на полках, тут же готовят себе еду, сушат белье на растянутых веревках... К тому же громоздкие машины в самом центре города создают дикие пробки, которых на дорогах столицы хватает и без них. Вот почему договор о создании на площади Казанского вокзала пункта посадки и высадки пассажиров, заключенный с "Мосгортрансом" и действовавший до 2009 года, было решено более не продлевать.

Департамент транспорта и связи, с которым перевозчики должны согласовывать конечный пункт прихода автобуса, своевременно разослал на этот счет уведомления. Перевозчикам предложено заключить новые договоры - на сей раз уже с автобусными станциями, расположенными, как правило, на окраине города.

Но многие автобусы со всей России - из Орла, Владимира, Тамбова и других городов - все равно продолжают идти знакомым маршрутом. Пытаясь преградить им дорогу, на помощь милиционерам-железнодорожникам брошены дополнительные силы сотрудников ГИБДД и ГУВД. "Штраф за парковку в неположенном месте - 100 рублей. Кого этим напугаешь?!- сетует и. о. начальника ГИБДД ЦАО Виктор Коваленко. - Поэтому мы вынуждены были создать прецедент. Одного водителя, не пожелавшего подчиниться и уехать с площадки Курского вокзала, задержали и направили в суд. Судья наложил пять суток ареста". Мера оказалась действенной. Площадь опустела.

Оказалось, уехали автобусы с вокзальных площадей недалеко. Целую их вереницу мы обнаружили на улице Летниковской. "Я сегодня первый день как пришел из отпуска, - рассказал корреспонденту "РГ" водитель из Воронежа Андрей Копытин. - Привез пассажиров, как всегда, к Казанскому вокзалу. Инспектор ГИБДД сказал, что стоять теперь там нельзя. Позвонил домой, на фирму, говорят, стой где хочешь..." Рядом с ним припарковался автобус из Тамбова. Водитель, представившийся Вячеславом, опережает с вопросом: "Вы не знаете, когда нас тут, как собак, перестанут гонять? Я пассажиров высаживаю, а мне палкой машут - давай, уезжай..."

Пассажирам и впрямь приходится хуже всех. О том, что автобус больше не ждет на привычном месте, уезжающие из Москвы узнают, лишь приехав к месту отправления с вещами. Сначала люди обнаруживают, что не стало билетных касс - большинство из них, расположенных в старых машинах и тонарах, работали по "серой" схеме, их арестовали в первую очередь. На железнодорожном вокзале информации о том, куда переехали автобусы, нет никакой. Зато представители фирм-перевозчиков продолжают работу как ни в чем не бывало. Вот и меня на пути к станции метро "Комсомольская" остановила звонким голоском девушка Лиза: "Автобус на Чебоксары... Покупайте билеты!" - "А где автобус?" - интересуюсь. - "Там, - машет рукой девушка. - Давайте деньги, я отведу". - "Ну да, а вдруг обманешь..." - "Да что вы, я тут каждый день стою, меня все знают".

...За углом Курского вокзала, на улице Воронцовской, видим еще один притаившийся автобус. Как показывает проверка, у водителя из города Владимира Константина Мечевского, все документы в порядке. Одна закавыка: как свидетельствует маршрутный лист, прибыть он должен был на автостанцию Красногвардейская, которая находится на Ореховом бульваре, возле МКАД. Появление милиционеров вызвало в толпе пассажиров волнение: "Автобус никуда не пойдет", - зашептался народ, уже нацелившийся отбыть из столицы нашей Родины. "Я с утра приехала в Москву сына из Хабаровска встретить, полдня бегала, автобус искала. Это в мои-то годы, - чуть не плачет 70-летняя Светлана Андреевна Терещенко. - Неужто опять не уедем?"

И.о. начальника ГИБДД ЦАО Виктор Коваленко успокоил женщину: "Сейчас составлю протокол на штраф за незаконную парковку, и поедете".

"Вы думаете, почему они автобусы гоняют? - в это же время громко делился мыслями автослесарь из Орла Игорь Мажоров. - С 1 августа билет на поезд в плацкартный вагон до нашего города стоит 955 рублей, а в автобус - 400. Кто же теперь поедет при такой-то разнице - больше чем вдвое? Я заходил на вокзал: за час до отхода в продаже было 270 свободных билетов в плацкартные вагоны и 170 - в купейные. Вот железнодорожники и борются так за пассажиров, объявив бой автобусам".

И все-таки почему перевозчики так упорно сопротивляются переезду на автовокзалы, где, как заверил корреспондента "РГ" руководитель департамента транспорта и связи Василий Кичеджи, созданы все условия и для пассажиров, и для водителей? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно побывать на той самой автостанции Красногвардейская, куда так и не доехал автобус из Владимира, увидеть своими глазами крошечный зал ожидания для пассажиров с двумя десятками мест и удобствами во дворе в виде зеленых кабинок. Вот, собственно, и все условия для пассажиров, но и они действуют лишь с 9.00 до 18.00. Билет на автобус можно купить круглосуточно - через окошечко. А вот где дальше ночь коротать, каждый решает сам. Для водителей есть еще тесная комнатушка с двухэтажными нарами и брошенными на них голыми матрасами. "Здесь мало кто спит, шоферы предпочитают отдыхать в своих автобусах, - объяснила директор станции Марина Осипова. - К тому же машины без пригляда лучше не оставлять, так как площадка для отстоя транспорта не огорожена и из кабин крадут". Душевая комната, едва открыли дверь, пахнула тяжелым запахом канализации. Как рассказала Ирина Садыкова, исполнительный директор, автостанция рассчитана на 115 отправлений автобусов в день, а уже сейчас уходит 140. Департаментом транспорта и связи предложено взять на обслуживание еще 150 автобусов. Приходили посмотреть пока только 7, но ответ еще не дали, думают. И правда есть о чем подумать!

Справедливости ради - плюсы тоже есть. Расположение - прямо у выезда на МКАД и трассы, ведущие на Ростов-на-Дону и Каширу. Значит, городские пробки не грозят. А если бы дать станции еще расшириться, то, может, все было бы не так уж и страшно? Но землей, на которой она стоит, пользуется Мосгортранс. И хотя столичные власти не раз подчеркивали, что пользоваться ею могут все перевозчики, обслуживающие москвичей, в "Мосгортрансе" думают иначе.

"Остальные столичные автостанции примерно такие же, - рассказал корреспонденту "РГ" исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий Свешников. - Создавались они как пункты посадки-высадки пассажиров вскоре после выхода еще в 2004 году распоряжения мэра Москвы о выводе всех междугородных автобусов с привокзальных площадей на периферию города. Настоящий же вокзал в Москве один-единственный - Щелковский, построенный еще 40 лет назад, а потому хоть и лучший среди существующих, но тоже давно отставший от требований времени. Ночью там тоже не посидишь, если не купил билета и надо ждать другого автобуса, который пойдет лишь на следующее утро, - закрывается в 24.00.

Но самое интересное даже не в этом. Щелковский автовокзал принадлежит не столице, а Московской области, точнее - "Мособлтрансу". Москва же однажды уж совсем было собралась построить на бюджетные деньги свой достойный звания столичного автовокзал в составе многофункционального комплекса - с мотелем, паркингом на 3600 мест, кафе, ресторанами и магазинами. Место под него подобрали вблизи Черкизовского рынка, исходя из того, что 1800 автобусов, приходящих в ту пору на Щелковский, целенаправленно шли именно туда. Но вот уже и Черкизон закрыли, а новый автовокзал, как был в 2006 году проектом, так до сих пор им и остался. Зависли проекты и еще четырех вокзалов поменьше, которые планировалось построить вдоль Четвертого транспортного кольца. А вместе с ними - и судьба более чем 30 тысяч пассажиров из разных городов России, которые по-прежнему отправляются в столицу на автобусе. Хотя, как уверяет Василий Кичеджи, инвесторы, готовые вложить деньги в создание так нужных Москве объектов, имеются и сейчас.

Компетентно

Юрий Свешников, исполнительный директор Московского транспортного союза:

- Проблем в организации междугородных автобусных перевозок действительно очень много. Например, может ли кто-нибудь объяснить, почему на маршруте Чебоксары - Москва работают аж 15 перевозчиков? Лично я объясняют это тем, что в стране нет ни органа, ни федерального закона, которые регулировали бы эту сферу деятельности. Городским же законам с возникающими трудностями справиться не под силу, так как многие автобусы на своем маршруте проходят по территориям нескольких субъектов Федерации.