10.08.2009 00:00
    Поделиться

    Москва берет под защиту здания "короля русского модернизма"

    К 150-ЛЕТИЮ "короля русского модернизма", как называют архитектора Федора Шехтеля, правительство Москвы выдало охранную грамоту шести зданиям, построенным по его проектам.

    Под государственную защиту в качестве объектов культурного наследия регионального значения взяты "Электротеатр и выставочный зал" - с 1924 года Школа-студия МХАТ в Камергерском переулке, 3А, строение 2; "Доходное владение Н. С. Кана на Садовой-Кудринской, 2/62/35, стр.2; особняк Н.В. Кузнецовой на проспекте Мира, 43; Доходный дом с магазинами на Пятницкой, 13; особняк Миндовской в Вспольном переулке, вл. 9. Каждый из них - образец неподражаемого почерка зодчего, виртуозно владевшего современными технологиями и умевшего сделать актуальным седое Средневековье. Пожалуй, самые знаменитые его работы, которые так полюбили москвичи, это Ярославский вокзал, особняки Рябушинских у Никитских ворот (дом-музей Максима Горького) и Морозовых на Спиридоновке. Но даже они не исчерпывают весь спектр наследия выдающегося архитектора. Федору Осиповичу (настоящее имя выходца из поволжских немцев было Франц) удалось создать архитектурный образ России начала ХХ века.

    По словам Валерия Шевчука, руководителя Москомнаследия, в городском реестре значится около 80 зданий памятников, построенных по его проектам. 36 из них отнесены к культурным объектам федерального значения, 44 - регионального. Оставаясь глубоко русским архитектором, Шехтель оказал влияние на всю европейскую архитектуру, заняв одно из первых мест в ряду лучших зодчих мира. Некоторые его работы и до наших дней сохранили не только внешний облик, но и внутренние интерьеры. Поэтому, считают представители общественного движения "Архнадзор", они заслуживают статуса Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Скорее всего это произойдет быстрее, чем появится музей архитектора в Москве. Его потомки бьются над этим с 90-х годов прошлого столетия. Но безрезультатно. Для своих детей он построил особняки в Ермолаевском переулке и на Большой Садовой, 4. Революционная власть "уплотняла" семью, пока не загнала в коммуналку. Сейчас и зала нет для того, чтобы разместить постоянную экспозицию, рассказывающую о жизни знаменитого архитектора.

    Поделиться