Напряжение в отношениях двух соседей - Колумбии и Венесуэлы - не спадает. Напротив, ситуация выглядит настолько катастрофичной, что эксперты заговорили о возможной войне. Впрочем, полномасштабная экономическая война между странами уже началась.
В понедельник президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о том, что больше не станет продавать Колумбии нефть по льготным ценам. Ежемесячно Богота покупала от 50 до 120 тысяч баррелей горючего. Кроме нефти Венесуэла экспортировала в Колумбию химическую продукцию, получая взамен продукты питания и текстиль. В лучшие времена товарооборот между государствами достигал семи миллиардов долларов.
Но эта экономическая идиллия завершилась после того, как глава Колумбии Альваро Урибе Велес объявил о размещении на территории своей страны американских военных баз.
Это решение окончательно отправило под откос и без того непростые отношения двух соседей. Напрасно президент США Барак Обама пытался разрядить ситуацию, объяснив, что базы в Колумбии необходимы американским военным для более эффективной борьбы с наркотрафиком. Причем количество солдат на них не превысит 800 человек - максимум, разрешенный существующими с Колумбией соглашениями.
Но эти аргументы не подействовали на Чавеса, который воспринимает присутствие американских военных у границ Венесуэлы как угрозу для своего режима. А поскольку другие латиноамериканские государства, за исключением ближайших союзников Каракаса, восприняли решение о размещении баз США в качестве внутреннего дела Боготы, Чавес решил наказать Колумбию самостоятельно.
Сложно сказать, что вызвало больший гнев венесуэльского лидера - обвинения в том, что его страна поставляет колумбийским повстанцам из Революционной армии оружие, или перспектива слишком близкого, а потому не слишком безопасного соседства с военнослужащими США.
Нельзя также исключать того, что между Колумбией и Венесуэлой прежде существовало негласное соглашение о запрете на размещение американских военнослужащих. Но Богота эти договоренности нарушила.
Или же все эти причины стали лишь формальным поводом для Чавеса, чтобы отвлечь общественное мнение Венесуэлы от внутренних проблем и объединить общество перед лицом якобы существующей угрозы извне. Ведь в условиях, когда со дня на день между Каракасом и Боготой может начаться война, такие "мелочи", как недавнее закрытие в стране 34 оппозиционных радиостанций, быстро забудутся.
В понедельник, выступая в передаче "Алло, президент", Чавес объявил о вторжении колумбийских военных в Венесуэлу. Те якобы пересекли границу, проходящую по реке Ориноко. Правда, к тому моменту, когда к месту инцидента прибыли венесуэльские пограничники, колумбийские войска уже вернулись на свою территорию.
Со своей стороны глава Колумбии Альваро Урибе сразу после этих прозвучавших в эфире обвинений встретился с военным руководством. И получил заверения, что ничего подобного не происходило и фактов нарушения венесуэльской границы не было.
Кстати
Вчера в Колумбию вернулся посол Венесуэлы, которого Чавес отозвал для консультаций после того, как отношения между Каракасом и Боготой стали стремительно ухудшаться. Трудно сказать, какие инструкции получил руководитель венесуэльской дипмиссии в ситуации, когда его страна объявила о заморозке отношений с Колумбией. Однако очевидно: объявленная Боготе торговая война вряд ли заставит колумбийские власти пересмотреть планы по размещению американских военных баз.