11.08.2009 01:00
    Поделиться

    Российские компании жалуются на участившиеся случаи "пропажи" банковских платежей

    Деньги из банка не дошли до адресата - что делать клиенту

    Компании жалуются, что в последнее время стали чаще пропадать их платежи, деньги со счета списываются, а до получателя не доходят. "Это действительно актуальная проблема. Она появилась с переходом кризиса в России в острую фазу в сентябре 2008 года и связана с двумя причинами: недостаточная ликвидность банков плюс отсутствие рефинансирования со стороны банков кредитных портфелей юрлиц, - рассказывает вице-президент банка "Авангард" Сергей Мокрышев. - Банки задерживают платежи, не имея достаточных средств. Это было хорошо известно всем участникам рынка в конце прошлого года, сейчас многие делают вид, что проблема снята. На самом деле это не так. Иначе чем объяснить, что многие банки, с одной стороны, привлекают большое количество постоянно дешевеющих денег от ЦБ, а с другой, при этом готовы дорого, значительно дороже ставки рефинансирования, брать средства у юрлиц и физлиц. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на ставки многих банков по депозитам, которые не снижаются при снижении ставок ЦБ".

    Похоже, денег ЦБ и даже лимитов недорогого межбанковского рынка некоторым банкам явно не хватает и они готовы привлекать дорогие пассивы из любых источников. А "гонка" ставок говорит, что это удается не всем или не всегда, отсюда скрываемые, периодические задержки клиентских платежей. "К нам по-прежнему обращаются удивленные клиенты с подобными вопросами. Думаю, для них это "сигнал", требующий соответствующего контроля и соответствующих выводов", - считает Сергей Мокрышев.

    Но не всегда в пропаже виноваты только банки. По словам банкиров, проблемы бывают и на стороне юрлиц. Многие компании вынуждены использовать поступающие от контрагентов деньги на закрытие других своих обязательств, в том числе перед банками по ранее полученным кредитам, возможно, по каким-то счетам идет даже безакцептное списание. А новые кредиты, как было раньше, такая компания получить не может. Приходится пользоваться чужими деньгами. Признаться в этом - значит дискредитировать себя в глазах покупателей или заказчиков, поэтому компании "выигрывают" день-два, "закрываясь" чужими деньгами, но ссылаются на то, что деньги просто не поступили. "Мы сталкивались с такими историями, - утверждает Сергей Мокрышев. - Причин действительно может быть две, отдельным банкам и отдельным компаниям удается этим пользоваться, перекладывая вину друг на друга".

    При потере платежа первым должен действовать отправитель. "Он должен попросить в своем банке "строку по выписке", оформленную в виде справки из банка. Это некое подтверждение исполнения проводки между двумя банками. Если банк еще не исполнил платеж, то чаще всего он начнет искать предлог не предоставлять такую справку, - рассказывает Сергей Мокрышев. - Я только однажды столкнулся с ситуацией, когда банк пошел на заведомый подлог и предоставил справку с фиктивной строкой. Если же справка со строкой получена, то получатель средств с этой справкой должен идти в свой банк и требовать комментариев. Обычно деньги сразу находятся, хотя и не на счету у клиента. Если же банк отказывается "искать" средства, поступившие в соответствии с данной "строкой", то это уже повод обращаться в ЦБ или в суд".

    Обычно банкиры помогают своим клиентам в поиске затерявшихся средств. "Мы готовы проконсультировать клиентов, как им лучше действовать, чтобы разыскать средства или выявить лукавство контрагента, - утверждают в "Авангарде". - Если же необходимо подготовить справку со "строкой по выписке", то она стоит 300 руб., но иногда достаточно и более простого решения: мы оформляем копию выписки со счета клиента и заверяем ее печатью банка, подтверждая таким образом факт исполнения платежа. Стоимость заверенной копии выписки - 30 руб. Часто это позволяет клиенту "разобраться" с контрагентом или его банком".

    Поделиться