11.08.2009 00:00
    Поделиться

    Валерий Баринов: Я часто роли переписываю по-своему

    Качество многих театральных постановок, кинофильмов и телесериалов сегодня "ниже плинтуса" и рассчитано на невзыскательный зрительский вкус. Что думает об этом Валерий Баринов, народный артист России, актер Малого театра, популярный киноартист, которого мы постоянно видим на экранах своих телевизоров то в одном сериале, то в другом?

    Российская газета: Сейчас многие люди предпочитают смотреть в театре и кино комедии. Идут отдохнуть, посмеяться. Говорят, что в жизни хватает "грязи", страданий, проблем.

    Валерий Баринов: По-моему, цель искусства - улучшать жизнь каждого. Любое воздействие на эмоциональную человеческую природу служит улучшению. Бывает, трудно заставить публику смотреть трагический спектакль, трагическую картину. А посмотрев трагедию, люди говорят: "Какое счастье, что ты нас сюда затащил!" Заставить душу потрудиться нам лень, но потом мы получаем колоссальное удовлетворение. Нам бы запомнить это "послевкусие"...

    Недавно я был на вручении Новой Пушкинской премии. Там выступал писатель Александр Кабаков. Он правильно сказал: "Литература нужна для улучшения жизни. Просто моей жизни, как читателя..." Не страны, не общества, а именно моей, личной. Удивительно точная мысль. Искусство должно восприниматься индивидуально. Возьмем классиков. Кто-то не любит Толстого или Достоевского, а кто-то от них без ума. Я вот очень люблю Толстого и, когда есть возможность (например, нахожусь дома один), читаю его вслух, и мне это так нравится! Кстати, недавно я сыграл Льва Толстого у Сергея Соловьева в фильме "2-Асса-2". Но там был всего лишь эпизод. Большее удовлетворение получил, играя Толстого в документальном фильме канала "Культура" "Тайны стальной комнаты".

    РГ: Вы соглашаетесь на любую работу?

    Баринов: Сейчас от работы отказываться нельзя. Я только сразу спрашиваю о своем персонаже: плохой или хороший человек? За плохих беру дороже! Однажды такое дерьмо сыграть предложили, что я заявил: "У вас нет таких денег, чтобы я это сыграл". И уже как обязательное условие: роль перепишу по-своему. Пишут чудовищно! Это сейчас колоссальная беда. Очень плохо владеют диалогом. Особенно если действие происходит в определенный исторический период... Я снимался в сериале (не буду называть его), где время действия - 1911 год. Человек едет в коляске, спрашивает кучера: "Почему стоим?" - "Нельзя проехать, барин. У отеля пробка". Еще бы сказали "трафик"... Или одна крепостная говорит другой: "Ты мешаешь мне делать карьеру!" У меня все вздрагивает внутри.

    Как-то посмотрел по телевизору рекламу нового фильма, еще подумал: вот, опять сняли чушь! И вдруг обнаружил, что сам там снимался! Уговорили на эпизод, снялся - и забыл. Да еще рабочее название фильма поменяли... Бывают в жизни такие моменты. Но в любом случае за свои работы я отвечаю. На сериале "Петербургские тайны", который сделал меня известным, руководитель проекта Пчелкин говорил нам: "Мы снимаем "мыло", кино для домохозяек". А в итоге смотрела вся страна. Теперь этот сериал вспоминают как классику, потому что мы все работали на совесть, и сценарист был замечательный (Анатолий Гребнев), и режиссеры (Леонид Пчелкин, Марк Орлов, Вадим Зобин), и актеры. А сейчас я совсем не могу смотреть сериалы! Только политические передачи да спорт.

    Вспоминаю, как работал с Гребневым... После "Петербургских тайн" я снимался в картине "Дом для богатых" по его сценарию. У меня давно лежит одна его пьеса. Она нигде не литована, перестроечная, конъюнктурна в хорошем смысле слова, созвучна тому времени, когда он ее писал. История талантливого инженера, который работает сторожем на автостоянке. Возможно, сейчас она уже и не прозвучит. Но какой язык, как точно разработаны характеры! Я рассказал об этом сыну Гребнева - сценаристу, режиссеру Александру Миндадзе. Может, он снимет...

    РГ: Современную литературу, не сценарии, читаете?

    Баринов: К сожалению, редко. Я вообще сейчас читаю очень мало. Никогда не думал, что наступит такое время, что я скажу: мне некогда читать. Но действительно некогда! Придумал "наказание" для себя - готовлю чтецкий вечер для Большого зала филармонии: проза Бунина, Паустовского, стихи поэтов Серебряного века, Пастернака. Программа о любви, будет называться строчкой из стихотворения Георгия Адамовича "Любил... Что знаешь ты об этом?" В центре - рассказ Бунина "Ида" о несостоявшейся любви, я очень люблю его. По-моему, никто не написал о любви лучше. Фантастический писатель. Мой земляк, к слову, я из Орла.

    РГ: А как вы смотрите на то, что у нас теперь снимается много депрессивного кино?

    Баринов: Я против такого "уклона". Это хорошо принимают критики, профессионалы, хвалят. Но депрессивное кино бывает разным. Есть кино, которое запугивает. Знаете, сделать это легко. Труднее снять фильм, который заражал бы зрителя желанием жить. Вспомните картину Александра Прошкина по трагическому произведению Валентина Распутина "Живи и помни" - ее не назовешь "депрессивным кино". Этот фильм я посмотрел с хорошим ощущением. Мастерская работа.

    Сейчас режиссеры снимают "страшилки", в которых убивают людей "пачками". А нам не жалко и не страшно! Я могу смотреть это кино, попивая чай, волосы на голове не шевелятся от ужаса, душа не замирает. Такого кино стало много. Причем эти фильмы получают призы на фестивалях. В "Преступлении и наказании" убиты две женщины, а сколько об этом говорится! Самое главное - человек убил себя, он мучается.

    РГ: Смотрите ли вы фильмы в кинотеатрах?

    Баринов: Только если знаю, что это хорошее кино, которое нельзя пропустить - когда мне советуют. Не столько жаль времени, сколько жалко разочароваться. К современному кино у меня масса претензий, масса моментов неудовлетворенности.

    Как зритель, я получил удовольствие от фильма Андрея Эшпая "Многоточие". Такого кино снимают мало.

    РГ: Что нового будет у вас в кино?

    Баринов: Только что снялся в новом фильме Юрия Грымова "На ощупь". Мы говорим в нем о настоящих человеческих ценностях. Тема показалась мне любопытной. Для меня это было нечто новое. Новое даже не в том, как интересно работает Грымов, не в том, какой там увлекательный сюжет, а, например, в том, что у меня никогда не было такого партнера, который сыграл моего 12-летнего внука. Хотя я много снимаюсь с детьми. Увидите фильм "На ощупь" и поймете, о чем я...

    Поделиться