11.08.2009 01:00
    Поделиться

    Монополисты в сфере техобслуживания газового оборудования устанавливают свои "правила игры"

    Как регулирование привело к ограничению конкуренции

    Сейчас на рассмотрении в нашем управлении находится сразу несколько дел, касающихся технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО). Это не случайное совпадение, а наглядный показатель неблагополучия в этой сфере экономики. Круг заявителей по расследуемым делам весьма разнообразен: физические лица, администрации районов Волгоградской области и предприятия малого бизнеса. Широк и круг их претензий к основным игрокам рынка: не устраивают требование предоплаты за оказание услуги по обслуживанию ВДГО, завышенные тарифы, отказ раскрыть состав работ, выполняемых при оказании услуги.

    Предварительный анализ позволил нам сделать вывод - резкий рост числа жалоб произошел в результате перенастройки рынка под введенные ровно год назад федеральные Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Сфера техобслуживания ВДГО как особо опасного, безусловно, нуждалась в четком регулировании. Однако часть механизмов регулирования привела к ограничению конкуренции на этом отдельно взятом рынке.

    Правила вводят понятие "Специализированной организации", которая имеет право отказывать услуги по техническому обслуживанию ВДГО. Для получения этого статуса компания должна соответствовать следующим критериям: заниматься эксплуатацией газораспределительной сети, которая включает в себя только наружные газопроводы, и иметь в наличии аварийно-диспетчерскую службу (или заключить договор с компанией, имеющей такую службу).

    В Волгоградской области этим критериям сегодня соответствуют 18 компаний. И все бы ничего, но все до одной входят вместе с единственным в регионе поставщиком газа в группу лиц только одной широко известной компании. Остальные два десятка небольших частных эксплуатирующих компаний, прежде работающих в секторе услуг по ремонту ВДГО, оказались выдавлены с рынка только потому, что большинство из них не занимаются эксплуатацией газораспределительной сети.

    По логике же техническое обслуживание ВДГО - сфера приложения усилий для столь нужного России малого бизнеса. Согласно прейскурантам на услуги по техническому обслуживанию ВДГО, которые утверждены самими компаниями, соответствующими установленным критериям для признания их специализированной организацией, выполнение этой работы не требует сверхвысокой квалификации и под силу слесарям 3-4-го разряда. Но малый бизнес оказался не у дел. А те самые крупные 18 компаний, похоже, взяли традиционный курс на повышение тарифов. Я не обвиняю их в преднамеренности, так как пока не готовы итоги рассмотрения дел. Но из уже имеющихся у нас материалов видно: в структуре прошлогодней выручки одной из компаний, получивших статус специализированной, обслуживание ВДГО занимает... две десятых доли процента. Заинтересована ли компания при таком раскладе искать пути снижения себестоимости, работать над сервисом? Ответ напрашивается сам собой...

    Мы прогнозируем, что похожая ситуация может сложиться в большинстве регионов России, потому что исторически сложилось так, что крупные газораспределительные компании почти повсеместно аффилированы между собой и с "Газпромом". Изменить ситуацию несложно. Достаточно внести в Правила небольшое изменение и допустить на рынок обслуживания ВДГО эксплуатирующие организации, имеющие в обслуживании любые, а не только наружные газовые сети. Мы считаем, что это быстрый и безболезненный путь возродить конкуренцию на рынке. И с этим предложением мы будем просить ФАС России обратиться в правительство. Есть еще один метод отрегулировать рынок. В частности, о нем говорили на заседании специально созданной при обл администрации комиссии. Речь идет о введении госрегулирования тарифов на обслуживание ВДГО. Но мы считаем, что конкуренция снизит тарифы сама, без помощи административных рычагов.

    Поделиться