Лучшие идеи борьбы с коррупцией будут вознаграждены

Завтра министерство юстиции начинает рассмотрение заявок, поступивших от всех желающих помочь ведомству в борьбе с коррупцией - за нескромное вознаграждение. Ведомство законов намерено закупить и внедрить научные разработки, заставляющие чиновников жить честно.

Как стало известно "РГ", месяц назад министерство юстиции объявило тендер на разработку уникальных программ, как научным путем отучить чиновников от вредной привычки брать взятки. Всего на научную борьбу с коррупцией было выделено более трех миллионов рублей. Сумма делится на два лота.

Один лот предлагал разработать механизмы противодействия коррупции на государственной службе. Другой обещал гонорар за программу проверки поведения чиновников, и главное - за разработку четкой процедуры, как выявить и предотвратить конфликт интересов на госслужбе. Например, когда начальнику невыгодно исполнять закон, потому что его зять трудится в компании, которая может от этого пострадать. Или высокий чиновник возглавляет конкурсную комиссию, а его жена подала заявку на участие. Возможно, она действительно окажется на голову выше конкурентов и победит честно. Но неприятный осадок у посвященных все равно останется. Как быть?

Сегодня не существует четких механизмов борьбы с такими вот совпадениями. Поэтому в любом регионе можно найти массу примеров, когда родственники высокопоставленного лица достигают высот в бизнесе. Можно поверить, что они добились всего исключительно за счет собственных талантов, но хотелось бы это проверить. Чтобы убедиться наверняка. Как это сделать? Заявки в минюст уже поданы.

Интересно, что разработчики должны проработать и такой деликатный вопрос, как подготовка чиновником так называемых запасных аэродромов. Каким бы человек ни был ценным сотрудником, рано или поздно ему придется покинуть свой пост. Некоторые готовятся к этому заранее, что само по себе не так плохо. Но что законно при этом, что нет? Допустим, человек на высоком посту, что называется, прикормил некую фирму, а потом ушел в нее генеральным директором. Все ли здесь хорошо? Можно ли разрешить такой карьерный виток? Или другой вариант: некой компании в ходе работы приходилось постоянно сталкиваться с чиновником N, и предприниматели убедились, что это честный и высокопрофессиональный человек. Никаких преференций он компании не делал, но когда подошел срок пенсии, чиновнику предложили высокий пост в компании. Что здесь плохого? Надо ли это запрещать? Тоже вопрос ученым.

Другой лот приглашал желающих разработать общие механизмы противодействия коррупции на государственной гражданской службе. Цель - поставить чиновника в такие рамки, чтобы, как говорится, ни дать, ни взять. Речь идет и об антикоррупционной экспертизе нормативных документов, и о регламентах работы с гражданами.

Еще одна проблема, которую предстоит решить: разработка и механизмы проверки имущественных деклараций чиновников: пишут ли они правду, одну правду и ничего кроме? Или забыли указать особняк на Лазурном берегу? Когда обсуждался президентский пакет антикоррупционных законопроектов, вводящий в том числе обязательное декларирование доходов имущества, включая принадлежащее членам семьи, многие скептики сомневались: кто будет проверять этот бумажный девятый вал? Закон принят, декларации постепенно входят в нашу жизнь. А ученые разработают механизм проверки.

Понятно, что различные антикоррупционные механизмы приживаются нелегко. Потому что не всем чиновникам они нравятся, и некоторые стараются обойти лазейки. Например, как рассказали "РГ" в одном из ведомств, часто региональные руководители при разработке документов дают своим подчиненным команду: напиши инструкцию по закону, но оставь мне лазейки. Часто такие лазейки нужны при проведении различных тендеров. Не секрет, что часто начальникам выгодно отдать заказ своему человеку, а не в чужие руки. Пусть даже чужие сделают и лучше, и дешевле. Это не важно. Но в последнее время лазеек становится все меньше и меньше, и конкурсы волей-неволей приходится проводить честно.

- Еще полтора года назад при умелой организации конкурса можно было дать почти стопроцентную гарантию, что победит нужная компания, - рассказали "РГ" в известном юридическом бюро, занимающимся консультациями в сфере госзакупок. - Но в последний год многое изменилось, и теперь такие гарантии дать уже нельзя. На конкурсах возникает реальная конкуренция.