Тема впервые громко прозвучала на совещании у президента в конце прошлой недели, когда обсуждалась без опасность на наших дорогах.
Тогда Генпрокурор Юрий Чайка предложил ускорить разработку закона о медицинском обеспечении безопасности дорожного движения. А глава минздравсоцразвития Татьяна Голикова, в свою очередь, сообщила, что считает необходимым обязать профессиональных водителей в каждом рейсе вместе с паспортом транспортного средства, талоном техосмотра, страховым полисом и путевым листом иметь еще и справку о состоянии здоровья.
Тут, пожалуй, надо различать две вещи: первая - это медицинский допуск к управлению автомобилем или любым другим "средством передвижения" вообще (эта справка обновляется по нынешним правилам раз в несколько лет), а вторая - медосвидетельствование непосредственно перед выходом в рейс. Это касается водителей-профессионалов.
Автолюбители же обязаны пройти медкомиссию, а потом предъявляют справку только при получении и обмене водительских прав. С них, конечно, ежедневного подтверждения здоровья никто потребовать не может.
Но могут обязать "вложить" периодически обновляемую справку в бумажник с правами.
И тот, и другой порядок до сих пор регулируется приказом минздрава аж 20-летней давности. К этому приказу N 555 прилагается перечень, в котором, во-первых, подробно указывается, каких специалистов и какие исследования нужно пройти, чтобы получить или подтвердить право сесть за руль, а во-вторых, список противопоказаний, при наличии которых справку получить нельзя. И хотя в эти документы несколько раз вносились "свежие" поправки, в министерстве говорят, что и приказ, и перечень во многом устарели.
Ну, например, среди абсолютных противопоказаний к месту за рулем значится операция по поводу катаракты с заменой хрусталика "хотя бы на одном глазу". Сегодня медицинские технологии, говорят офтальмологи, позволяют больным катарактой с помощью операции вернуть 100-процентное зрение и совершенно спокойно управлять автомобилем.
"Сейчас мы на основе этого перечня разрабатываем новую форму медицинской справки - меняем порядок, сроки проведения исследований, вносим изменения в перечень заболеваний, - пояснили вчера "Российской газете" в министерстве здравоохранения и соцразвития. - Эта справка будет включать заключение по результатам периодического медицинского осмотра водителя. Мы предполагаем, что введение новой формы позволит повысить ответственность как работодателей - непосредственных руководителей профессиональных водителей, так и самих водителей, а также сотрудников и руководителей медучреждений, которые сегодня выдают справки о состоянии здоровья водителей".
Правда, какие конкретно нововведения "приготовит" владельцам автопредприятий и водителям обновленный вариант документа, в министерстве комментировать пока не готовы.
Не исключено, что какие-то изменения коснутся также процедуры медосвидетельствования водителей непосредственно перед рейсом. Непременный "медосмотр" перед каждой рабочей сменой для "водил" никто не отменял. Он обязателен и для водителей такси, автобусов, троллейбусов, маршруток, и для дальнобойщиков, не связанных с перевозкой людей. Автотранспортные предприятия и сегодня должны держать в штате медика либо заключить договор о таких услугах с медучреждением. В приказе 20 лет назад "упор" в таких осмотрах делался, естественно, на алкогольное опьянение. И только в "необходимых" случаях водителю должны измерить температуру, давление, а уж потом врач решал, выпускать ли нездорового шофера в рейс. Сегодня зоны риска расширились - взять хотя бы наркоманию, увеличения больных некоторыми тяжелыми инфекциями (в частности, туберкулезом).
Кроме того, даже действующие, не самые жесткие требования выполняются сегодня далеко не всеми автопредприятиями.