В Выборге открывается 17-й кинофестиваль "Окно в Европу"

Накануне открытия кинофестиваля "Окно в Европу" его президент Армен Медведев дал интервью обозревателю "Российской газеты" Юрию Богомолову.

Российская газета: По счету фестиваль 17-й. Год от года рос его престиж, укреплялся авторитет. Его финансовая обеспеченность тоже шла по нарастающей. Ну и как, Армен Николаевич, тут не спросить вас: отразился ли мировой финансовый кризис на бюджете нынешнего "Окна" и сопутствующих ему проблемах?

Армен Медведев: Отразился. Мы подсократили дистанцию на два дня. Она у нас стала спринтерской - 5 дней вместо прежних семи. В остальном все как прежде, за что спасибо министерству культуры и городу Выборгу. И область поучаствовала в финансировании нашего общего культурного дела. Так что мы сможем провести все нами задуманные мероприятия на достойном уровне.

РГ: Главное "мероприятие", как я понимаю, конкурс. На нем не сказалось постоянно обсуждаемое падение кинопроизводства?

Медведев: Как ни странно, не сказалось. Более того, такого наплыва картин не могу припомнить даже в лучшие бескризисные годы. У нас 13 фильмов в конкурсной программе.

РГ: Получается: по три картины в день. Серьезная нагрузка для членов жюри.

Медведев: Ну, оно у нас молодое, нонконформистское, фанатично преданное кинематографу... Напомню: председатель - Алексей Герман-младший.

РГ: Программа по именам режиссеров выглядит солидной и вместе с тем загадочной.

Медведев: Да, в ней представлены, с одной стороны, новые картины известных мастеров: Лидии Бобровой, Андрея Хржановского, Наны Джорджадзе, Валерия Лонского, Николая Лебедева. С другой - много дебютантов.

РГ: Мода на молодое кино? Оно доминировало в Сочи. И вот теперь у него будет возможность презентовать себя в Выборге.

Медведев: Видно, сейчас такая планида.

РГ: Не показались ли вам решения жюри сочинского фестиваля по раздаче "наградных пряников" авангардным фильмам тенденциозными?

Медведев: Это был стихийный жест. Не думаю, что он был запрограммированным. Я склонен в нем видеть подтекст: раз российские фильмы не имеют шансов на широкий прокат в кинотеатрах, ну так мы будем поддерживать так называемое артхаузное кино. Кино, за которым, возможно, будущее. Кроме того, примем во внимание: сегодня молодое кино - это не только молодые режиссеры, но и молодые продюсеры. Я разговаривал с одним из них. Спрашиваю его, на кого вы рассчитываете, на большую аудиторию? Он отвечает: "Я думаю, фильм оправдает себя на фестивалях, а потом его можно будет продать на телевидение". Может быть, расчет и верный в экономическом отношении, но здесь есть опасность.

РГ: Как, на ваш взгляд, сказывается ли на всей цепочке кинопроцесса то, что происходит в нашем сообществе?

Медведев: Несомненно, сказывается. Мы и так в последние годы живем разрозненно. Каждый выживает и умирает в одиночку. Каждый в силу своих способностей решает проблему добывания денег на проект, а потом проталкивания его в прокат, на фестиваль, на ТВ. А тут еще добавилась изрядная доза личной враждебности. У многих опустились руки. Кто-то говорит: "Чума на оба ваших дома". Вот что плохо и обидно.

РГ: Выборг может стать лекарством от чумы?

Медведев: Вылечить - нет. Но облегчить "страдания" немолодых и молодых кинематографистов способен. Все-таки атмосфера нашего фестиваля особенная. Она для многих моих коллег дорога возможностью тесного общения и непосредственного контакта со зрителями. Город - площадка для того и другого. Будет много зрителей, приедут создатели новых и старых фильмов. Мы отпразднуем юбилеи двух известных фильмов - незакатное "Белое солнце пустыни" Владимира Мотыля и памятный "Парад планет" Вадима Абдрашитова. И еще предмет нашей гордости - отдельный конкурс "Выборгский счет", жюри которого - зрители. Соревноваться будут все конкурсные картины плюс "Одна война" (режиссер Вера Глаголева), "Палата N6" (Карен Шахназаров), "Россия 88" (Павел Бардин), "Сказка про темноту" (Николай Хомерики). Будут также спецпоказы.

РГ: А у вас еще была такая "фишка", как "Презентации незавершенных проектов". Ее не подкосил кризис?

Медведев: Напротив, обогатил. Здесь мы представим сразу три проекта, один из которых принад лежит Владимиру Мотылю. Называется он "Багровый цвет снегопада". И было бы неправильно не обратить внимание еще на две конкурсные программы - неигрового и анимационного кино. Хотя бы потому, что прокат этими видами киноискусства почти не интересуется. А у нас они представлены такими именами, как Сергей Мирошниченко ("Слово"), Галина Долматовская ("Серебряковы. Французские этюды"), Тофик Шахвердиев ("Русская слава"), Александр Гутман ("17 августа").

РГ: Нельзя не обратить внимание на присутствие в основном конкурсе новой картины Андрея Хржановского "Полторы комнаты...". Ведь она уже лауреат нескольких фестивалей...

Медведев: С Андреем особая история. Его фильм фактически вызревал в рамках нашего фестиваля. Сначала он показал мультипликационно-документальную картину "Полтора кота". Потом показал уже почти готовый фильм. У нас естественное чувство благодарности к режиссеру. В какой-то степени мы считаем эту его картину и своим детищем.

РГ: Я вижу еще в конкурсной программе название "Какраки", картины никому неведомой, но в какой-то степени уже знаменитой, поскольку она приглашена в Венецию в какую-то параллельную программу.

Медведев: Да. Я говорю об этом с осторожностью и со страхом в надежде, что Венеция нам не помешает.

Кстати

После беседы Армен Медведев сам задал обозревателю "РГ" пару вопросов.

- Газета не забыла, что она ежегодно вручает свою награду (стул из гарнитура мадам Петуховой) на нашем фестивале самому успешному в эстетическом и в кассовом отношениях фильму сезона?

- Нет, конечно, как можно.

- Кризис не сказался на качестве приза?

- Сказался.

- И что же это будет за приз?

- Пока сюрприз. Извините за рифму.