11.08.2009 02:00
    Поделиться

    Кризис не остановил создание новых самолетов в России

    До лета 2010 года минпромторг намерен согласовать с другими ведомствами продление федерально-целевой программы "Гражданская авиационная техника" на пять лет.

    Как отметил вчера на пресс-конференции глава ведомства Виктор Христенко, вполне возможно, что программа будет продлена даже до 2020 года. Что касается 2009 года, то, несмотря на кризисные явления, создание самолетов продолжается.

    Христенко выразил надежду, что линейка лайнеров, над которыми сейчас трудятся отечественные авиастроители, будет хорошим началом. По его словам, также нет никаких отклонений от стратегической линии развития авиастроения. К 2015 году доля рынка продаж магистральных и тяжелых региональных самолетов должна быть 5 процентов, а к 2025 году - 10 процентов. Христенко уверен, что это достижимо.

    Если говорить об общих цифрах, то по отношению к 2004 году общее финансирование авиастроителей из федерального бюджета в 2008 году выросло более чем в 10 раз, а в 2009 году вместе с антикризисными мерами более чем в 20 раз. Христенко пояснил, что с 2005 года как раз начала действовать программа по поддержке авиастроителей. В этом году, уточнил он, уже выделено 80 миллиардов рублей.

    Говоря о конкретных примерах, он отметил, что на данный момент находится в решающей стадии сертификация самолета "Суперджет 100". Развернута полноценная структура проектирования по проекту МС-21. Авиастроительная корпорация вышла на серийный выпуск Ан-148 и приступила к сборке первого лайнера Ту-204СМ. В вертолетостроении специалисты подошли к началу работы перспективного скоростного вертолета. На финишную прямую вышел и процесс формирования объединенной двигателестроительной корпорации. По словам Христенко, сейчас в разной степени производства находятся 13 самолетов, в том числе на производствах Комсомольска-на-Амуре и в Новосибирске. В этом году будет выпущено два первых самолета, один получит "Аэрофлот", а другой - армянская авиакомпания "Армавиа". В 2010 году предполагается произвести 20 "Суперджет 100". В планах на 2013 год - выйти на мощность выпуска 70 самолетов ежегодно. В целом же в прошлом году было произведено 50 самолетов разной модификации. В этом году будет чуть больше.

    Если говорить о спросе, то сегодня идут переговоры между ВЭБом, производителями "Суперджет 100" и "Аэрофлотом" по покупке самолетов для коммерческой авиации. Предполагается, что первые десять "Суперджет 100" "Аэрофлоту" будут стоить 250 миллионов долларов. Христенко отметил, что сейчас идет работа по оформлению соглашения. Он пояснил, что необходимо также создать адекватную структуру продвижения отечественных самолетов на рынок, а также техническое сопровождение на всем их жизненном цикле.

    Христенко напомнил, что на данный момент из отечественных машин находятся на балансе авиакомпаний не менее тысячи. А из новых современных машин, произведенных в России, всего 60. В свою очередь всеми правдами и неправдами на нашу территорию привезено 300 иностранных пассажирских самолетов. Они взяли на себя две трети рынка всех перевозок. Что касается малой авиации, то Христенко отметил, что пока самолеты для нее в России не производятся. Однако если появится спрос, то и авиастроители под это подстроятся. Если говорить о тяжелых магистральных самолетах, которые способны брать на борт более 300 человек, то пока в России таких проектов нет. Христенко сожалел, что этот этап российские производители вынуждены пропустить, поэтому были обнулены таможенные пошлины на этот тип самолетов.

    Христенко отметил, что все достижения российского авиапрома будут представлены этим августом в Жуковском. На Международной авиакосмической выставке будет видна полная картина посткризисного будущего российской авиационной отрасли. Здесь как раз можно будет увидеть "Суперджет 100", перспективные военные самолеты "Сухого". Всего подано на участие в выставке 711 заявок от различных организаций из 34 стран. Наша экспозиция представлена 134 российскими самолетам и 13 иностранными летательными аппаратами. Планируется сделать отдел ретросамолетов периода Великой Отечественной войны.

    Комментируя поручение президента об оценке эффективности госкорпораций, Виктор Христенко отметил, что действительно "Ростехнологии" и "Росатом" действуют в рамках специального права, а вот ОАК - традиционное стандартное акционерное общество. Он напомнил, что в авиастроении три крупных проекта связаны с консолидацией научно-технического и производственных баз: это ОАК, вертолеты России и двигателестроительная корпорация. Главная их задача - производство новых продуктов и занятие конкурентной позиции на рынке, напомнил он. Также он отметил, что государство здесь является основным акционером и берет на себя ответственность помогать этим структурам пройти сложный кризисный период.

    Об организационной стороне МАКС-2009 шла речь на другой пресс-конференции с участием министра транспорта Московской области Петра Кацыва. Подмосковные власти обследовали состояние автомобильных дорог в районе Жуковского и намерены привести в нормальное состояние около 16 километров автотрасс специально к авиасалону. Уже утверждена схема движения транспорта для проведения авиасалона, чтобы пешеходы и автомобилисты не мешали друг другу при проведении МАКСа. В аэропорту Быково оборудована стоянка для личного автотранспорта посетителей на 15 тысяч автомобилей. Будут и другие парковки при въезде на авиасалон. Как и два года назад, специальные автобусы с этих парковок будут доставлять зрителей на территорию выставки.

    Поделиться