Милиционерам запрещено проверять предприятия, если нет конкретной информации о нарушениях. Причем эти нарушения должны обязательно входить в компетенцию органов внутренних дел.
Во вторник министр внутренних дел Рашид Нургалиев на всероссийском совещании своего ведомства в режиме видеоконференции потребовал от подчиненных разработать подробные методические рекомендации о проведении таких проверок. В них должен быть до мельчайших деталей прописан алгоритм действий сотрудника милиции, прибывшего с проверкой в магазин, на фабрику или торговую точку на рынке.
Что важно, в совещании приняли участие не только высокопоставленные милицейские начальники всех регионов, но и представители аппарата правительства России, Генпрокуратуры, Роспотребнадзора, общественных организаций и бизнеса. В откровенном разговоре они обсудили выполнение прошлогоднего президентского Указа "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". В частности, многие из этих ограничений возникли "благодаря" милиции.
Поэтому Рашид Нургалиев издал приказ N 1065 "О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по защите прав граждан в сфере экономики". В нем четко и недвусмысленно сказано: милиционер идет проверять бизнесмена, если получил информацию, что тот производит или торгует, например, контрафактом, контрабандой, запрещенными или ограниченными к продаже предметами. Милиция обязана выявлять так называемый теневой сектор экономики, где нередко трудятся нелегальные мигранты, всякого рода чиновников-коррупционеров, торгующих лицензиями, правами на предпринимательскую деятельность и прочими преференциями. Именно это входит в компетенцию милиции.
Однако министр строго предостерег сотрудников от так называемого "особого толкования оперативно-розыскной деятельности", которое зачастую прикрывает обычное вымогательство. Например, иные проверяющие заходят на предприятие просто так, с надеждой найти там что-то противозаконное, не имея конкретной оперативной или другой информации. Начинаются придирки, работа фирмы стопорится. Нередко проверка ничего не дает, все оказывается в порядке. Но бизнесмен все равно несет убытки. Чтобы не допустить бессмысленную трату столь дорогого времени, предприниматель дает взятку сотруднику. Порой именно в этом и заключается смысл "проверки".
- Милиционер не должен изображать из себя эксперта на потребительском рынке, - подчеркнул Рашид Нургалиев. - Это не его функция - изучать сертификаты качества, оценивать годность того или иного продукта.
Чтобы свести к минимуму подобные безобразия, принято решение о совместных проверках, когда ситуацию на одном предприятии изучают одновременно милиционеры и представители другой структуры - например, Роспотребнадзора. Здесь каждый уже работает в пределах своей компетенции. И тогда не возникнет казус, когда французский сыр с плесенью изымут, как испорченный продукт.
Всего за полгода на потребительском рынке милиция общественной безопасности выявила 43,5 тысячи преступлений, в суды направлено 32,5 тысячи уголовных дел. В то же время предприниматели опротестовали 137 протоколов. Прекращено за отсутствием состава либо события правонарушения 7789 административных дел. Это - 2 процента от общего количества составленных материалов.