Новости

12.08.2009 03:00
Рубрика: Экономика

Жалобная страховка

С рынка может уйти каждая пятая страховая компания

Число жалоб в Федеральную службу страхового надзора (Росстрахнадзор) увеличилось за первое полугодие в два с половиной раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, сообщил журналистам руководитель ведомства Александр Коваль.

По его словам, на 1 июля число жалоб на страховые компании достигло почти 16 тысяч. "За весь прошлый год число таких обращений составило 14 тысяч 240", - сказал он.

По мнению Александра Коваля, всплеск жалоб граждан на действия страховщиков, скорее всего, вызван торможением в регулировании убытков. "По мере развития кризиса страховщики все с меньшей охотой расстаются с деньгами в форме выплат", - сказал он. По данным Росстрахнадзора, из общего числа обращений примерно половина приходится на жалобы по обязательному страхованию автогражданской ответственности - 7 тысяч 381 жалоба против 3 тысяч 526 в первом полугодии 2008 года. Существенный рост показывает число обращений, связанных с жалобами на задержку сроков выплат: 5 тысяч 328 против 2 тысяч 287. При этом, как показывает статистика Росстрахнадзора, число отказов в выплатах в середине этого и прошлого года сохраняется практически на одном уровне: 538 жалоб против 553 в прошлом году. Почти вдвое увеличилось число обращений в связи с занижением суммы страховой выплаты. На конец первого полугодия этот показатель достиг 915, в прошлом году было 544.

Данная статистика, по словам Александра Коваля, служит лучшим доказательством в споре о необходимости вернуться от уведомительного порядка предоставления правил страхования в надзор к порядку разрешительному, как это и было прежде. Вряд ли это понравится страховщикам, однако интересы страхователей в таком случае будут более защищены, считает Коваль. В настоящее время норма о введении разрешительного порядка регистрации правил в надзоре обсуждается депутатами, минфином и представителями Росстрахнадзора.

Чиновник предположил, что скорее всего такая поправка будет внесена в процессе обсуждения уже рассматриваемых поправок к закону об организации страхового дела в России. При этом, по словам Александра Коваля, если все-таки не удастся вернуться к разрешительному порядку утверждения правил страхования, сообщество рассматривает еще один возможный вариант действий. "В этом случае помощь надзору может оказать Всероссийский союз страховщиков (ВСС), взяв на себя обязанность проверки правил страхования, поданных компаниями в уведомительном порядке. Такую работу надзору позволительно делегировать ВСС в рамках заключенного договора о сотрудничестве", - сказал он.

Кстати, российские страховщики увеличили в первом полугодии сбор премий по сравнению с аналогичным периодом 2008 го на 4,2 процента - до 493,43 миллиарда рублей с учетом обязательного медицинского страхования (ОМС), сообщила начальник управления экономического анализа Росстрахнадзора Татьяна Майорова. Хотя без учета ОМС наблюдалось падение страхового рынка на 8 процентов, тогда как в первом полугодии 2008 года рост составлял 19 процентов. Она добавила, что без учета ОМС наблюдался рост премий лишь в Центральном федеральном округе - на 1 процент. В остальных регионах произошло сокращение премий: в Северо-Западном федеральном округе сборы снизились на 11 процентов, в Южном - на 20 процентов, в Приволжском - на 19, в Уральском - на 21, в Сибирском - на 24 процента.

По ее данным, падение более чем в два раза наблюдалось у каждой пятой страховой компании. Комментируя данную ситуацию, глава Росстрахнадзора Александр Коваль сказал: "Уже сейчас понятно, что эти компании - не жильцы". Падение, менее чем в два раза, наблюдалось у 40 процентов организаций, еще у 40 процентов был отмечен рост страховых премий.

Экономика Страхование