Операция по поиску пропавшего сухогруза "Арктик си" с российским экипажем набирает обороты. Как сообщило Министерство обороны РФ, информация, поступающая с участвующих в поиске кораблей ВМФ России, докладывается в Главкомат ВМФ и постоянно анализируется.
На сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота возложена основная задача по поиску исчезнувшего сухогруза. "Ладный" прошел Гибралтар. Его командование уже связалось с Государственным морским спасательным координационным центром и международными организациями, осуществляющими контроль за судоходством.
Правительство Мальты направило в Финляндию, страну, откуда сухогруз вышел в рейс, двух экспертов - сотрудника полиции и представителя Морского управления для помощи в поисках "Арктик си". Дело в том, что владельцем судна является компания "Арктик си ЛТД", офис которой расположен на Мальте, а сам корабль был приписан к мальтийскому порту Валлетта.
Тем временем появляются все новые, весьма странные детали, связанные с исчезновением сухогруза. В частности, по-прежнему остается неясным, почему о нападении на "Арктик си", которое осуществили неизвестные люди в масках 24 июля, экипаж сообщил только через несколько дней после инцидента? Каким образом в ходе обыска получили ранения трое россиян?
Люди, проводившие обыск на "Арктик си", утверждали, что ищут наркотики. Однако, по словам директора архангельской компании, выступающей техническим оператором сухогруза, Николая Карпенкова, таможенные органы досматривали корабль дважды - на выходе из Калининграда после ремонта и после загрузки пиломатериалами при отплытии из Финляндии. Ничего запрещенного обнаружено не было.
Супруга одного из членов экипажа вспомнила, что 28 июля - в день, когда пропала связь с сухо-грузом, она получила от мужа очень странное СМС-сообщение. В нем говорилось, что у него много работы, но не было обычных "люблю, скучаю". Все выглядело так, словно текст был написан под диктовку.
На следующий день при прохождении Ла-Манша с представителем экипажа "Арктик си" беседовал офицер британской береговой охраны. Согласно сложившейся процедуре он получил разъяснения, что сухогруз с грузом пиломатериалов направляется из Финляндии в Алжир. И должен прибыть в порт назначения 4 августа. "Это все, что они сказали, не было ничего подозрительного в ответах и признаков, что судно было захвачено, что выглядит странным, если бы на борту в тот момент находились пираты", - утверждает Марк Кларк, руководитель береговой охраны Британии.
Однако, как выяснилось, после 28 июля экипаж все же на связь выходил. 31 июля с сухогрузом связалась шведская полиция. Правоохранительные органы не разглашают подробности разговора. Тем не менее сам факт такой беседы вызывает вопросы: шла ли в этом случае речь только об инциденте 24 июля или же у полиции была своя версия относительно груза "Арктик си".
Сегодня главным остается вопрос, где искать пропавший корабль и что с ним произошло. В среду Интерпол официально признал, что сухогруз мог быть захвачен пиратами. Появилась версия, что "Арктик си" отогнали в один из североафриканских портов. Но испанские власти утверждают: сухогруз не проходил Гибралтар.
Это означает, что "Арктик си" дрейфует в Атлантике. И если контролирующие судно люди вывели из строя автоматическую систему идентификации, то обнаружить корабль окажется весьма трудной задачей. Дело в том, что с учетом времени, которое прошло после исчезновения сухогруза, предполагаемый район его поисков составляет 5600 квадратных километров.
Множество версий возникает по поводу того, что на самом деле кроме древесины перевозил "Арктик си". Наиболее распространенными остаются три предположения.
Версия первая - на борту находилась или, как предполагали похитители, могла находиться большая партия наркотиков. Обыск, проведенный 24 июля, результата не дал. Тогда преступники решили отогнать судно в спокойное место, чтобы найти груз.
Версия вторая - "Арктик си" мог перевозить оружие или же судно понадобилось преступникам в качестве средства доставки их собственного товара. В последнем случае сухогруз превратится в "корабль-призрак". Он получит новое название и фальшивые документы, после чего его перегонят в другую часть земного шара.
Версия третья - преступники рассчитывают получить выкуп за экипаж и судно: "Арктик си" перевозил лесоматериалы, стоимость которых оценивается почти в два миллиона долларов.
В испанский порт Сан-Себастьян прибыло неизвестный корабль без имени, который имеет длину 98 метров и совпадает по своим основным параметрам с пропавшим Arctic Sea. Об этом сообщил главный редактор издания "Морской бюллетень - Совфрахт" Михаил Войтенко. Ранее он не исключал, что "судно объявится само по себе волею похитителей". Впрочем, по словам Войтенко, "точно так же нельзя исключать, что Arctic Sea уже уничтожен".
Николай Карпенков, директор компании-оператора судна "Arctic Sea" "Solchart. Архангельск. Ltd":
- Я знаю о заявлениях Интерпола относительно пиратского захвата судна. Однако, не в моей компетенции комментировать их действия или версии. Поисковую операцию проводят силовые ведомства нескольких стран, они владеют необходимой информацией. Поиском занимаются и силовые структуры Мальты, государства, под чьим флагом ходит судно, и нескольких европейских государств. Мы со своей стороны не можем предпринимать что-либо, основываясь на слухах или догадках, высказываемых в СМИ. Поэтому пока никто не ведет никаких переговоров ни с африканскими государствами, ни с какими-то другими.
Елена Зарецкая, супруга капитана Arctic Sea Сергея Зарецкого:
РГ: Елена Геннадьевна, обладаете ли вы информацией о том, как идут поиски?
Зарецкая: Вы знаете, никакой информации у нас нет. Обо всем, что происходит, мы узнаем из новостей по телевизору и в интернете.
РГ: Будут ли родственники членов экипажа официально объединяться, чтобы говорить "одним голосом" при общении с органами власти?
Зарецкая: Мы и так каждый день вместе. Не думаю, что следует создавать специальную организацию, надеюсь, что все это временно. У нас сейчас одно общее дело - искать наших мужей.
Подготовила Анастасия Шоломицкая (Архангельск)