13.08.2009 01:58
    Поделиться

    Прокуратура проверяет законность поступления абитуриентов в вузы вне конкурса

    Новая система приема в вузы доставила немало хлопот, как самим учебным заведениям, так и абитуриентам.

    В июне ЕГЭ в Ростовской области сдавали 25 тысяч молодых людей, в июле - еще четыре тысячи. По русскому и математике экзаменовались практически все школьники. На третьем и четвертом местах по числу участников нынешнего ЕГЭ такие предметы, как обществоведение и физика.

    Сто баллов по различным предметам получил 71 человек. Хорошие результаты показали донские школьники по английскому и французскому языкам, - лучше, чем в целом по России, а вот аутсайдерами стали информатика и немецкий. Причина этого, по мнению министра общего и профессионального образования Ростовской области Игоря Гуськова, кроется в недостаточном профессионализме учителей, которые преподают эти предметы. Но любые цифры имеют значение в сравнении. Немецкий язык, к примеру, выбрал всего 91 школьник, а "двойку" по нему получил каждый десятый из сдававших предмет, а это не более десяти человек. 940 донских выпускников заработали две "двойки" по ЕГЭ и, следовательно, остались без школьного аттестата.

    - Дать объективную оценку этому факту мы пока не можем, - заявила руководитель региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Надежда Толстик. - Для этого необходимо проанализировать статистику за предыдущие годы: сколько выпускников не смогли получить свидетельство об окончании школы и по каким причинам. На мой взгляд, то, что 2,5 процента выпускников общеобразовательных учреждений остались без аттестата не трагедия. Они пойдут работать. Это неплохо, потому что в последнее десятилетие у нас все рвутся получить высшее образование и мало кто осваивает рабочие профессии, а рабочие руки сегодня в большом дефиците.

    И все-таки один вывод можно сделать уже сейчас, ведь 65 процентов не получивших аттестат - выпускники вечерних школ.

    Скорее всего, количество вечерних школ в области будет сокращено, по крайней мере, об этом уже задумываются в минобразования, как и о повышении уровня знаний донских школьников, что в немалой степени зависит и от программ, по которым они учатся. Ведь далеко не всегда общеобразовательные учреждения работают по наиболее качественным школьным программам и учебникам.

    Оставляет желать лучшего и качество подготовки самих преподавателей. Сегодня учителя проходят обучение в областном институте повышения квалификации, который на Дону в этой сфере - монополист. Но в скором будущем областное министерство образования планирует выделять средства на эти цели не институту, а школам, чтобы учителя сами выбирали вуз для переподготовки.

    На результаты ЕГЭ повлияла и проблема несовершенства контрольно-измерительных материалов. О ней говорится уже давно - в КИМах отсутствуют творческие задания.

    - Большая проблема - формулировки тестовых вопросов. Даже те, кто претендует на медаль, подчас теряются. По этой причине отличники зачастую пишут ЕГЭ на "3", а двоечники могут получить "5". То есть экзамен - не оценка знаний, а лотерея, которую можно выиграть или проиграть, - уверен первокурсник МГИМО из Ростова-на-Дону Георгий Носов, сдававший нынешним летом ЕГЭ.

    Серьезные неприятности единый госэкзамен доставил в этом году вузам, приемные комиссии которых работали просто в авральном режиме - количество абитуриентов неожиданно выросло в разы. Сертификат позволил выпускникам школ сдавать заявления сразу в несколько институтов.

    На ряд специальностей были зачислены исключительно льготники, в частности, инвалиды и сироты, которые идут вне конкурса. А выпускники школ, даже сдавшие ЕГЭ с рекордным количеством баллов, оказались за бортом.

    Прямая речь

    Василий Тараканов, первый проректор Волгоградского госуниверситета:

    - Чтобы справиться с валом заявлений, приемные комиссии в этом году работали без передышки. Вуз вынужден был оплачивать труд дополнительно привлеченных людей, сверх плана закупать канцтовары, бумагу, картриджи и даже оргтехнику. С учетом того, что она имеет свойство регулярно ломаться, можете себе представить, какие расходы несет учебное заведение. Я бы предложил обложить подачу копий документов абитуриентов оргвзносом 50-100 рублей, чтобы хоть частично компенсировать нагрузку на бюджеты вузов.

    Игорь Узнародов, первый проректор по учебной работе ЮФУ:

    - С точки зрения чиновника, ЕГЭ технологичен и удобен, потому что избавляет от нажима со стороны абитуриентов и их родственников. Если же взять содержательный аспект, то далеко не все так хорошо. Сама форма ограничивает контакт с поступающим и не дает выяснить реальные способности ребенка. Но, думаю, в итоге мы к ней привыкнем. Беспокоит другое - неоправданно высокое количество льготников-инвалидов, судя по нашей практике, третья часть предоставляемых молодыми людьми справок об инвалидности - фальшивки.

    Евгений Пушкарский, ответственный секретарь центральной приемной комиссии Южного федерального университета:

    - Со справками об инвалидности вообще все не так просто. Право на льготное поступление имеют только инвалиды первой и второй групп. Но группа присваивается только после того, как человеку исполняется 18 лет. К нам же поступают в основном льготники - выпускники школ, которые этого возраста еще не достигли. Возможно, что в будущем они и не получат первую и вторую группы инвалидности. Но студентами все равно останутся. А те, кто справки об инвалидности не имел, даже с хорошими оценками, учиться в вузе не будут. Мне кажется это не совсем справедливым.

    Кстати

    Прокуратура города Таганрога Ростовской области потребовала от городских высших учебных заведений предоставить списки всех зачисленных вне конкурса абитуриентов. Большинство из них инвалиды. Сейчас проводится проверка законности оснований поступления молодых людей в вузы. Тем временем один из крупнейших университетов юга страны сам обратился в структуру, выдавшую справки об инвалидности 55 молодым людям, с просьбой провести экспертизу подлинности этих документов. Ответ был однозначным: справки не фальшивые. Однако в самом учебном заведении уверены в обратном.

    Поделиться