13.08.2009 02:55
    Поделиться

    Чудодейственное лекарство кубанского ученого запуталось в чиновничьей паутине

    В редакцию пришло письмо от ветеранов из Подмосковья: фронтовики просили выяснить, куда исчез выпускаемый только на Кубани препарат "Бализ".

    Как выяснилось, "Бализ" в течение 15 лет производился на базе Кубанского государственного университета, пока чиновники не наложили вето на его выпуск в лабораторных условиях, посоветовав строить завод. Где взять на это средства, ученым никто не сказал. И вот теперь создатель чудо-лекарства профессор Алексей Шурыгин вынужден отказывать сотням больных людей, которые продолжают обращаться к нему за помощью.

    Отзыв из космоса

    "Бализ" заживляет язвы и раны, успешно лечит болезни желудочно-кишечного тракта, хронические гастриты и колиты. Его никто не рекламировал, но благодаря народной молве об эликсире краснодарца узнали по всей России. И если в былые времена своеобразной визитной карточкой Кубани был краснодарский чай, который везли отсюда в подарок, то потом друзья и знакомые просили передать необыкновенное снадобье. Остается лишь удивляться, почему до сих пор его выпуск не поставили на промышленную основу.

    Оказывается, Алексей Яковлевич Шурыгин мечтал об этом с момента создания своего "Бализа". Было ему тогда 35 лет, а сейчас уже за 80, но ученый так же далек от воплощения своей идеи, как и десятилетия назад. Хотя благодарных пациентов - не счесть. Ведь изобретение помогает даже там, где бессильны традиционные антисептики, и аналогов ему в мире нет. "Бализом" спасались космонавты во время полетов на орбитальных станциях и военные в "горячих точках". Давняя дружба связывает ученого с космонавтом Александром Серебровым. Вот его автограф на фотографии: "Бализом" с успехом пользовались многие экипажи орбитальных станций "Салют­-7" и "Мир". Мы применяли его для заживления ран, полученных при проведении монтажных работ и ожогов от кварцевых иллюминаторов. Пользуемся эмульсией и на земле".

    В свое время высокую оценку шурыгинскому изобретению дал знаменитый академик Валерий Шумаков, первым в России пересадивший донорское сердце: "Считаю, что введение в арсенал лекарственных средств нового отечественного, сравнительно недорогого препарата "Бализ-2" будет весьма полезным для практической медицины", - написал он в своем отзыве.

    Советы по-чиновничьи

    Еще четверть века назад минздрав подтвердил высокие свойства препарата, рекомендовав для промышленного производства. Однако завода как не было, так и нет. Все эти годы Алексей Яковлевич с группой единомышленников продолжал выпускать эликсир в кустарных условиях, чуть ли не "на коленке", а сейчас и вовсе лишен этой возможности.

    - Полтора года назад закончился срок действия лицензии, - поясняет Шурыгин. - Столичная комиссия пришла к выводу, что наше производство не отвечает современным требованиям. Лицензию получили только на выпуск лечебных свечей ручным способом без права реализации в других аптеках. Люди продолжают звонить и приезжать отовсюду, и мы стоим перед выбором: отказывать страждущим или отдавать им последние крохи. Но тогда придется прекратить производство свечей.

    Лабораторию Шурыгина корреспонденты "РГ" разыскали в пригороде Краснодара. Расположена она в зданиях, оборудованных по принципу "с миру по нитке". "Здесь со стройкой помогли космонавты, - поясняет профессор, - а тут генералы, которых вылечил "Бализ".

    На стенах скромного кабинета множество фотографий известных людей с автографами и словами благодарности. Их стараниями в свое время кубанскому ученому выделили валюту целевым назначением - на приобретение дорогого немецкого микроскопа и другого оборудования. Случилось это уже давно, а все последующие годы и десятилетия научные разработки в шурыгинской лаборатории финансировались исключительно за счет поступлений от продажи "Бализа". Теперь же и этого лишились.

    В каких только высоких кабинетах не побывал Алексей Яковлевич в поисках поддержки. Всех убеждал, всем кланялся. Не от себя лично, а от больных и страждущих. Чиновники выслушивали, одни сочувствовали, другие обещали, третьи даже вызывались помочь. Однако особого усердия не проявляли, ибо до строительства завода дело так и не дошло.

    Между тем у Шурыгина и его коллег из отдела биологически активных веществ Кубанского госуниверситета помимо "Бализа" масса авторских свидетельств и патентов на другие целебные препараты. Сам профессор давно занимается изучением нейропроцессов мозга и созданием препаратов для профилактики и лечения инсульта. Нервные клетки, убежден он, восстанавливаются, только нужно им помочь. Шурыгин знает, как запустить этот механизм. А вот заинтересовать чиновников своими идеями у него никак не получается.

    Тупик для "Бализа"

    Профессор не раз обращался к Александру Ткачеву, пытался попасть на личный прием к губернатору, но безуспешно. Его письма из администрации края обычно попадают в департамент здравоохранения, откуда приходят стандартные ответы. К примеру, первый заместитель руководителя Елена Редько сообщила, что "положительно оценивает расширение применения препарата "Бализ" в клинической практике лечебно-профилактических учреждений края и считает целесообразным расширение производства путем реализации инвестиционных проектов". Помощь в поиске инвестора она не предложила. Между тем ежегодно Краснодарский край представляет на инвестиционных форумах сотни различных проектов. Успешно привлекают большие средства для строительства всевозможных торговых комплексов, развлекательных центров, фешенебельных отелей, а вот с производственными объектами дело обстоит сложнее.

    Проект шурыгинского завода, к примеру, не был представлен ни на одном инвестиционном форуме, а когда ученый попытался предложить его, то услышал, что коммерческого интереса его идеи ни для кого не представляют. Профессор начал было говорить о том, что его эликсир, действительно доступный по цене для каждого, помогает даже при газовых гангренах, но его и слушать не захотели. Наверное, руководителям нашего здравоохранения выгоднее покупать дорогие лекарства за границей, чем налаживать производство дешевых отечественных препаратов.

    Мнение

    Александр Мануйлов, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой хирургии № 2 Кубанского медицинского госуниверсита:

    - "Бализ" я и мои коллеги знаем давно, и раньше не только сами использовали препарат при лечении гнойных ран, трофических язв, подкожных абсцессов, но и при выписке советовали больным продолжать применять его. А теперь его просто негде взять, и это очень печально. Профессора Шурыгина надо бы на руках носить, а его - стараниями наших чиновников - обрекли на унизительное хождение по инстанциям. Впрочем, на Кубани подобное становится нормой. В высоких кабинетах лишь тогда могут проявить интерес к самому востребованному проекту, если его реализация позволит им получить личную выгоду. В полной мере это относится к медицине, откуда вытесняются лучшие профессионалы своего дела.

    Наш край не оскудел талантами, что подтверждает пример Шурыгина, только большинство из них находится в загоне. Очень жаль, что мы на корню губим то, чем могли и должны были гордиться.

    Поделиться