13.08.2009 02:51
    Поделиться

    У полуострова Тамань завершилась уникальная экспедиция по поиску затонувших объектов

    Уникальная экспедиция по поиску и обследованию затонувших объектов в прибрежных водах Черного моря завершилась у полуострова Тамань.

    Обманчивый штиль

    Один день вместе с исследователями тайн, скрытых на глубине в 15 метров, провела корреспондент "РГ". В экспедиции участвовали специалисты МЧС и ученые института океанологии РАН.

    Палатки исследователей под флагом МЧС хорошо видны с высокого берега. У кромки моря покачивается моторная лодка, на которой добираемся на катер, здесь находятся основные приборы. Гидролокатор бокового обзора, принимающий отраженные сигналы, "видит", что находится под водой, а профилограф изучает слои грунта. С их помощью проводятся исследования на дне, но сейчас они надежно закреплены на судне.

    Посмотреть их в действии не удалось, так как в этот день первую партию в морском оркестре предстояло сыграть совсем другому инструменту с весьма музыкальным названием "Фалкон". Этот с виду неприметный аппарат оказался на корабле, на который мы перебрались с катера.

    - Наша задача - выявить потенциально вредные объекты, их местонахождение, уровень опасности, а также провести анализ поднятого грунта и воды, - рассказывает заместитель начальника Центра аварийно-спасательной службы Южного филиала ГОСАКВАСПАС Николай Сукнев. - Мы обследовали около 40 квадратных километров акватории, нашли ряд объектов. Представляют ли они опасность, будут устанавливать специалисты. Хотелось бы составить карту, где что лежит. С каждым годом все меняется, одни суда попадают под грунт, другие выходят из него. Черное море вообще мало изучено.

    Вплавь на опознание

    Пока Николай рассказывает об экспедиции, корабль отходит мили на две от берега и начинает кружить вокруг... обыкновенной пластмассовой бутылки-полторашки. Таким своеобразным буйком исследователи обозначили местонахождение одного из найденных объектов - носовой части затонувшего судна. Специалисты выбрали для обследования акваторию между мысами Железный Рог и Панагия. В Великую Отечественную здесь шли бои, а сейчас проходят судоходные пути. К тому же это курортная зона. По сути, морское дно давно превратилось в кладбище кораблей, которые могли в прошлом перевозить в своих трюмах снаряды, вредные грузы, топливо, а со временем морская вода цистерны может разъесть.

    Водолазы готовятся к погружению, тщательно проверяют оборудование. От тяжести баллонов с воздухом даже они, привыкшие к подобным морским походам, порой теряют равновесие на палубе. Но прежде чем они начнут спуск, на дно пойдет телеуправляемый подводный аппарат "Фалкон", другое название которого - "морской глаз". Вообще, глубоководные исследования - процедура многоэтапная, и прежде чем нога человека ступит на дно, там пройдет гидролокатор. Его задача - выявить цель.

    Затем в дело идут профилограф и магнитометр, которые опознают объект. Дело в том, что гидролокатор может четко показать: на дне находится самолет. А потом выясняется, что это нагромождение затянутых ракушкой и занесенных песком камней, которые приняли форму летательного аппарата. Детальное исследование внешности объекта, привлекшего внимание спасателей, проводит "Фалкон", и только если он "находит" увиденное интересным, следом спускаются водолазы.

    Ракушка на носу

    Николай Сукнев вместе с двумя водолазами осторожно опускают "морской глаз" в воду, а в это время инженер отделения Южного филиала ГОСАКВАСПАС Павел Гудюкин готовится принимать сигналы аппарата. Его мини-лаборатория находится в трюме. И вот на экране одного из мониторов появляется изображение, "Фалкон" осторожно опускается на глубину 13-14 метров и двигается вперед.

    - Аппаратом управлять нелегко, его болтает, к тому же много природных нюансов: течение, ветер, волны, - рассказывает Павел, не отрываясь от экрана. - Самое сложное - найти цель и распознать ее. Здесь дно ровное - это хорошо. А вот если оно рельефное и скалы кругом, искать сложнее. Картинка достаточно четкая. Кроме того, прибор показывает такие параметры, как глубина, курс, крен. Он может опуститься на глубину до 300 метров. "Фалкон" значительно упрощает работу водолазам, которым не надо самим искать цель под водой.

    На экране видно, как узкое острие носа корабля внезапно показывается в мутном глубоководье. И спустя несколько секунд рядом с ним появляются водолазы. Аппарат исследует судно поверхностно, он не может нырнуть и зайти в трюм. Аквалангисты проходят объект более тщательно, берут пробы грунта внутри корабля и около него. Наконец подводники выныривают на поверхность.

    - Сложно сказать, какой корабль, - говорит водолаз Алексей Чендек. - Похож на сухогруз, довольно большой. Названия не видно, все заросло ракушкой. По сути, это огромная груда металла.

    В руках аквалангистов два пакета, их содержимое сильно отличается по цвету. Эти пробы будут отправлены на анализ, и специалисты определят, насколько они опасны. За время экспедиции, которая продлилась почти месяц, исследователи обнаружили 37 различных объектов, но большинство из них - металлические трубы, лебедки или просто груды камней, не представляющие никакой угрозы. Среди интересных находок два судна: сухогруз и носовая часть корабля, за исследованием которой мы и наблюдали.

    Полученные данные будут внесены в "Реестр подводных потенциально опасных объектов Российской Федерации". Программа исследований рассчитана на три года. Следующий пункт - побережье в районе Сочи, куда экспедиция отправится в августе.

    Комментарий

    Александр Мутовкин, ведущий инженер Института океанологии им. П. П. Ширшова РАН:

    - Помимо исследования дна с помощью гидролокатора бокового обзора, существует еще два метода - магнитная съемка и акустическое профилирование морского дна.

    Профилограф может помочь в том случае, если найден крупный объект и необходимо посмотреть его местоположение относительно дна. Например, судно легло, его покрыли осадки, профилограф "показывает", что находится под грунтом. В свою очередь магнитометр фиксирует изменения магнитного поля. И если на дне есть металлические предметы - обшивка корабля, лебедки, при проведении магнитной съемки мы сможем все увидеть.

    Во время войны в этих местах проходили боевые действия, гибли суда, которые могли перевозить химическое оружие, вредные вещества, например иприт. А в трюмах грузовых кораблей нередко находились химикаты, топливо. Попав в окружающую среду, они способны заразить дно и воду. Поэтому водолазы берут на экспертизу пробы грунта и воды.

    Правда, анализ жидкости может ничего не дать, грунт - показатель более явный. В его смеси смотрят органику, минеральный состав, наличие серы, хлора, элементов химического оружия. Анализы проводятся в Геленджике, где у нас есть Южное отделение института.

    Мы взяли на исследование пробы примерно на 20 объектах. В целом отрицательных анализов не было, вредных для окружающей среды веществ пока не нашли. После того, как мы зафиксируем все находки, будем делать классификацию по их значимости, опасности. А дальше уже другая комиссия будет решать, что делать с найденными объектами. Возможно несколько вариантов: поднять на поверхность, взорвать, опустить водолазов для их очистки. Или не трогать вообще, если они не представляют опасности. В 2010 году программа по поиску и исследованию затонувших объектов в прибрежных водах Черного моря должна по плану завершиться.

    Поделиться