13.08.2009 01:50
    Поделиться

    Родители жалуются на поборы и вступительные тесты в пермских школах

    С декабря 2009 года Рособрнадзор получил право штрафовать или даже дисквалифицировать должностных лиц в образовательных учреждений.

    Какие нарушения сегодня можно назвать самыми распространенными, выяснил корреспондент "РГ".

    Команда "Стройсь!"

    Следуя русской пословице "сани готовь летом", директор пермской кадетской школы имени Суворова Марат Валиев предложил родителям юных курсантов официально оформить отношения и заключить договор. В нем предлагалось "участвовать в летней компании по созданию условий для обучения и воспитания, и в случае возможного участия вносить 1000 рублей". Также "по окончанию учебного года надо вносить сумму, определенную советом школы для ремонта школы", а еще "принимать участие в ремонте закрепленного кабинета за счет собственных средств…".

    История с договорами в кадетской школе всплыла на свет лишь потому, что законному опекуну Сергея Демина было нечего терять. Сирота плохо справлялся с учебными нагрузками и строевыми командами. Школьный психолог признала его поведение девиантным, а педколлектив решил оставить Демина на второй год. К тому же Марине Денисовой, опекуну Сергея, как и всем, было предложено заплатить за год обучения, а если называть вещи своими именами - внести на счет родительского совета 15 тысяч рублей.

    В разговоре с корреспондентом "РГ" директор кадетской школы Марат Валиев и сегодня уверяет, что все договоры - типовые, схема получения денег приведена "в соответствие с законодательством", а все решения о тратах принимает родительский совет. И все-таки прокуратура Мотовилихинского района вынесла директору кадетской школы представление с требованием убрать из договора пункты о сдаче денег.

    С одной стороны, никто не заставляет родителей подписывать подобные договоры. Но грань между добровольной помощью и узаконенным вымогательством по-прежнему слишком тонка. Родители подписывают подобные документы, поскольку боятся, что их ребенок станет изгоем в классе, а учителя начнут относиться к нему с пристрастием. Именно поэтому большая часть обращений к Уполномоченному, особенно из сельских районов, анонимная.

    Вторая по популярности причина жалоб в Аппарат уполномоченного по правам человека в Пермском крае - отказ образовательных учреждений принять ребенка в первый класс.

    Многие гимназии и лицеи Перми действительно дают блестящие знания, однако почти во всех созданы так называемые воскресные школы, которые стали своеобразным вступительным фильтром. Порой сквозь него проходит не самый умный ученик, а соответствующий определенному имущественному статусу. То есть сама система непрозрачна, порочна и ущемляет права ребенка на обязательное бесплатное образование. По закону, прием ребенка в школу должен быть внеконкурсным, а собеседование с будущим первоклассником допускается лишь после зачисления.

    Несинхронный перевод

    Еще одно больное место системы образования - недостаточное информирование участников образовательного процесса. За полгода в аппарат Уполномоченного поступило 39 жалоб на неполную информацию о деятельности учреждений (всего их 120 по различным поводам). Если обращения коллективные, то под каждым из них - десятки подписей. Чаще всего родители возмущены, что до них не довели информацию о предстоящем расформировании или реорганизации школы. Папы и мамы зачастую не понимают, что, зачем происходит, и, самое главное, какая польза от этого для их ребенка.

    - Сама по себе реорганизация затевается для более экономного расходования бюджетных денег. Но родители не участвуют в решении вопросов о реорганизации или ликвидации школ, поэтому и возникают конфликты, - замечает Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина. - Действительно, реорганизация может принести ощутимый экономический эффект, но существует и человеческий фактор.

    Например, реорганизация Батериковской школы в Березовском районе, где велось преподавание на татарском языке, стала причиной громкого скандала. Девятилетняя летняя школа в деревне почти пустовала, и учеников с четвертого по девятый класс начали возить в соседнее село. Некоторые родители посчитали, что их детей тем самым лишают права на национальное образование. В конце концов оказалось, что нарушения прав нет. Просто в Батериках на родном языке преподавались все предметы, а в соседней школе татарский язык предлагают детям как отдельный предмет. Но чтобы донести эту информацию до родителей, в ситуацию пришлось вмешаться инспекторам Рособрнадзора, сотрудникам Уполномоченного по правам ребенка, представителям Конгресса татар.

    Урок по уставу

    Рособрнадзор по Пермскому краю начал проверять порядок оказания платных услуг. В зону внимания пока попал только Краснокамск, но уже обнаружены нарушения, выданы предписания.

    Началась и проверка уставов образовательных учреждений. Выводы неутешительные: ни один из 42 уставов не соответствует полностью существующим нормативам.

    Еще один критерий оценки школ, который в конечном итоге может привести к приостановлению или лишению лицензии - качество услуг и обеспечение условий для процесса обучения. Часть детских садов Перми сегодня, по словам начальника инспекции по Пермскому краю Галины Гутник, переполнена на 20-30 процентов.

    Сейчас из 2138 образовательных учреждений (школ, детских садов, вузов, средних учебных заведений, автошкол) 490 не имеют лицензии. А это означает, что в самый ответственный момент ученики просто-напросто могут не получить аттестаты об образовании.

    Комментарий

    Ирина Петроградских, первый заместитель начальника департамента образования администрации Перми Ирина Петроградских:

    - Что касается ситуации с кадетской школой имени Суворова, уверяю - этот случай единичный. Мы провели встречные проверки. Директор Марат Валиев был неправомочен предлагать подписывать договоры с пунктами о денежных взносах. Мы наказали его в материальном плане, сняли надбавку к зарплате. И сейчас школа находится под нашим пристальным вниманием.

    Мы проводим системную просветительскую работу под лозунгом "Нет поборам!". Напоминаю - родители могут обратиться к нам через специальные терминалы, где можно дать нам информацию о нарушениях, задать вопрос. Например, какие предметы можно считать дополнительными образовательными услугами?

    Поясню, что муниципалитет финансирует государственную программу. На предмет, не входящий в стандарт, родители при желании могут собрать средства. В любом случае, при сомнениях лучше проконсультироваться, прежде чем подписывать документы, договоры и сдавать деньги.

    Для контроля процесса сбора денег родители имеют право создать Управляющий совет и открыть счет. В этом помощь окажет Городской управляющий совет.

    Поделиться