"Не вижу никаких объективных причин, чтобы хлебопеки удерживали цены на прежнем уровне", - заявил вчера журналистам президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. По его мнению, булки и батоны должны подешеветь.
В этом году установились очень низкие закупочные цены на зерно, пояснил Злочевский. Сейчас за тонну продовольственной пшеницы аграриям платят 4,2-4,3 тысячи рублей. Это почти в 2,5 раза ниже максимальной планки, которая была достигнута в марте-апреле прошлого года. Тогда, напомним, тонна пшеницы стоила 9,5 тысячи рублей. Однако этот обвал закупочных зерновых цен пока никак не отразился на стоимости буханки хлеба, хотя подешевела даже пшеничная мука.
Хлебопеки могут возразить, что доля зерна в себестоимости стандартной булки мала - всего 12 процентов. Однако, говорит Злочевский, другие элементы хлебной себестоимости либо подешевели, либо остались на прежнем уровне. "Цены на хлеб в России никогда не вели себя в соответствии с ценами на зерно, - подчеркнул Аркадий Злочевский. - Однако сейчас наконец мы можем надеяться на некоторое удешевление буханки хлеба". Глава Российского зернового союза, правда, не взялся судить, насколько значительно может снизиться стоимость готового хлеба. Но подчеркнул, что в нынешней ситуации хлебопекам просто необходимо сесть за стол переговоров, взвесить все экономические составляющие и снизить ценовую планку.
Но если для едоков снижение закупочных цен на зерно - благо, поскольку появляется возможность увидеть на прилавках подешевевший хлеб, то для самих земледельцев - это большая проблема. Они могут лишиться значительной доли прибыли, на которую рассчитывали.
Одна из причин низких закупочных цен на зерно - благоприятные прогнозы на урожай нового зернового сезона (он начался 1 июля 2009 года и закончится 1 июля 2010 года). По самым консервативным подсчетам, сбор зерна оценивается примерно в 85 миллионов тонн, несмотря на засуху и прочие погодные палки в колеса. Но если в прошлом году на экспорт удалось поставить 22,4 миллиона тонн, то в этом - не более 15-19 миллионов тонн. Хотя физического объема вполне хватило бы, чтобы продать за границу все 20 миллионов тонн. Однако в традиционных для России странах-импортерах потребность в зерне резко упала - примерно на 9 миллионов тонн из-за собственного высокого урожая. Да и мировые цены пошли вниз. Так что российские аграрии рискуют не добрать прибыли и на внешнем рынке.
Впрочем, государство не остается в стороне от этих проблем. Россия собирается искать новые рынки сбыта. В частности, в феврале следующего года Российский зерновой союз при поддержке министерства иностранных дел планирует провести конференцию по зерну на территории одной из стран Юго-Восточной Азии. А внутренний рынок должны поддержать государственные интервенции. Правда, в этом году они будут проводиться значительно меньшими объемами. В прошлом сезоне государство выкупило у аграриев 8 миллионов тонн зерна. Сейчас Российский зерновой союз называет цифру в два раза меньше. При этом наибольшую эффективность, по его оценкам, будет иметь точечная интервенция в тех регионах, которые наиболее в этом нуждаются.