С принятием в России закона о нефти, концепцию которого планируется утвердить в декабре этого года, и у государства, и у самих нефтяников появятся четкие правила игры, сообщили "РГ" в минэнерго. Сам закон может заработать уже в 2010 году.
"Любая страна, добывающая хотя бы ведро нефти, имеет закон о нефти, а Россия - единственное государство, в котором такого закона нет", - обрисовал ситуацию президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль. С ним согласен и вице-президент Московского международного нефтяного клуба, эксперт ООН Тогрул Багиров. По его мнению, говорить о том, что нефтяной рынок сейчас демонополизирован, нельзя. И государство только пытается навести здесь порядок. "Этот закон по меньшей мере даст нефтяникам ясность на будущее", - уверен Багиров.
Минэнерго уже разработало концепцию закона и техническое задание на разработку его проекта. Документы направлены в профильные ведомства на согласование. Этим занимается межведомственная рабочая группа при минэнерго. Когда этот процесс завершится, концепция и техзадание будут внесены в правительство для утверждения. И после одобрения планируется объявить тендер на разработку уже самого закона.
О самой концепции в министерстве пока говорят очень скупо, ссылаясь на то, что ее текст дорабатывается в других ведомствах. Однако корреспонденту "РГ" удалось выяснить, что нефтяной закон призван, в частности, регулировать вопросы освоения трудноизвлекаемых и остаточных запасов традиционного и нетрадиционных видов углеводородного сырья. В нем, возможно, заложат нормы, которые будут стимулировать эффективность нефтеотдачи скважин. Кроме того, как утверждают в министерстве, нефтяной закон необходим для систематизации отношений в нефтяном секторе, так как действующее законодательство не учитывает всех аспектов транспортировки нефти и нефтепродуктов.
В Федеральной антимонопольной службе уже изучили концепцию нового закона и даже одобрили ее, но с учетом своих предложений. "Они касаются трех основных пока не связанных законодательно пунктов нефтянки - скважин, систем транспортировки нефти и перерабатывающей отрасли, - рассказала "РГ" начальник Управления топливно-энергетического комплекса ФАС Елена Котелкина. - Сейчас эти сферы централизованно не контролируются. Они, к сожалению, регулируются различными подзаконными актами, где легко могут быть допущены нарушения". Но есть сферы, которые ФАС предлагает не включать в проект. Это реализация нефтепродуктов. Причина проста - такие вопросы касаются в основном торговли, регламентируют которую другие законы и правила.
Надо сказать, что в 1995 году в России уже принимали Закон "О нефти". Он прошел Госдуму, Совет Федерации, но не был подписан президентом, поскольку, как выяснилось, в нем были нестыковки с действующим тогда законодательством. Помня этот казус, эксперты сейчас в один голос советуют, прежде чем окончательно принимать закон, организовать его широкое обсуждение. Глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов призывает быть осторожными в создании такого основополагающего для страны документа. "Хотелось бы, чтобы обсуждение и принятие закона положило начало некой традиции. Если мы говорим о неком подобии нефтяного кодекса, то надо провести основательную вдумчивую подготовку с участием всех заинтересованных сторон - правительства, бизнеса, экспертного сообщества", - уверен эксперт. Симонов надеется, что Министерство энергетики России может создать прецедент нового обсуждения фундаментальных проектов, которое должно проводиться публично и гласно.
Однако у еще не созданного закона уже есть не только сторонники, но и противники. По мнению оппонентов, в стране и так предостаточно законов, регулирующих ситуацию в нефтяном комплексе и противостоящих монополизму: "О недрах", "О естественных монополиях", "О защите конкуренции". Нефтянка в России, по их словам, не так уж сильно монополизирована, и оговаривать отдельным документом условия предоставления прав пользования недрами не следует. И лучше совершенствовать то, что есть, чем создавать новые законы. Среди сторонников такой точки зрения - и министерство природных ресурсов и экологии. Недавно оно официально объявило, что отказалось согласовать представленную концепцию закона о нефти.
В свою очередь в минэнерго предложили сравнить существующие законы "Об электроэнергетике" и "О недрах". В первом - четко прописаны компетенции государства на рынке электроэнергии. Во втором - этого нет. По словам заместителя министра энергетики Сергея Кудряшова, этот вакуум и должен заполнить планируемый закон. Судя по всему, новый документ еще вызовет немало споров. Что вполне закономерно. 40 процентов поступлений в бюджет приносит именно нефтяная отрасль. И для нее надо разработать такие взвешенные правила игры, чтобы не "зарезать курицу, несущую золотые яйца".
Справка "РГ"
В Канаде правовые отношения в нефтяном комплексе регламентируются двумя основными законами - об углеводородных ресурсах и о деятельности в сфере нефти и газа. Первый рассматривает вопросы лицензирования, охраны окружающей среды, взаиморасчеты государства и недропользователей. Второй - регулирует добычу и транспортировку сырья.
В Великобритании закон о нефти был принят в 1964 году. Кроме него на госуровне действует еще закон о разработке нефтяных месторождений на море.
В Туркмении с мая 1993 года действует закон об углеводородных ресурсах. В Азербайджане нефтяные контракты о разделе продукции возведены в силу законов.