Пропавший сухогруз "Арктик Си" с российским экипажем найден. Об этом со ссылкой на источники в европейских дипломатических и военных кругах сообщили мировые информационные агентства.
Официального подтверждения этих сведений нет. Подобную "секретность" постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин объяснил тем, что "поисковая операция развивается успешно, больше, к сожалению, на данный момент ничего сказать нельзя. Это слишком серьезная вещь, связанная с безопасностью, здоровьем наших граждан".
Сведения Рогозина косвенно подтвердили морские власти Мальты, где зарегистрирован сухогруз. Свой отказ предоставить более точные данные об "Арктик Си" они обосновали "создавшейся ситуацией, усугубленной вымогательством и значительной угрозой жизни и здоровью экипажа".
И все же вопрос о том, где находится судно, остается открытым. Версий две. Наиболее раскрученная - "Арктик Си" был обнаружен в 740 километрах от островов Кабо-Верде. В этот район якобы направился сторожевой корабль "Ладный". По данным источника газеты "Файнэншл таймс", сухогруз находится к северо-западу от острова Санту-Антао.
У этой версии есть существенный "недостаток". Как утверждают эксперты, на "Арктик Си", который совершал рейс из Финляндии в Алжир, должно скоро закончиться топливо. Судно не было подготовлено к длительному переходу через Атлантику, и похитители не могли об этом не знать. А значит,
либо внешние обстоятельства заставили преступников выбрать столь опасный маршрут, либо сведения о якобы найденном сухогрузе в районе Кабо-Верде ставят целью отвлечь внимание СМИ от места проведения реальной операции по освобождению корабля.
На выходных появилась информация о том, что заработал определитель координат пропавшего сухогруза. Установленная на "Арктик Си" автоматика сообщила, что судно якобы находится в Бискайском заливе и движется со скоростью 10 морских узлов. Затем сигнал пропал. Однако представитель французских ВМС уже опроверг эту информацию. По его сведениям, сигнал с "Арктик Си" на самом деле принадлежит "одному из трех российских военных кораблей, которые проплывают Бискайский залив".
Источники в российском военно-морском ведомстве подтвердили: в районе Бискайского залива находятся три больших десантных корабля Черноморского флота. Они совершают переход из Севастополя в Балтийск для участия в учениях. Каким образом сигнал с определителя координат "Арктик Си" мог совпасть с сигналом российских военных кораблей, остается неясным. Как говорят специалисты, этот сигнал "уникальный и принадлежит лишь определенному судну". Но если сигнал вопреки всем опровержениям действительно принадлежал "Арктик Си", это означает, что сухогруз не пересекал Атлантику и по-прежнему находится в европейских водах. Впрочем, у этой версии тоже есть существенный минус - вряд ли пираты могли рассчитывать на то, что сумеют затеряться у берегов Европы.
В воскресенье центральная криминальная полиция Финляндии подтвердила, что судовладелец "Арктик Си" получил требование о выкупе сухогруза. По словам следователя Маркку Ранта, "речь идет о довольно значительной сумме". В СМИ появилась цифра: за освобождение корабля похитители якобы хотят получить полтора миллиона долларов. Они угрожают расправиться с российской командой, если их требование не будет выполнено.
Однако нельзя исключать того, что требование о выкупе поступило от преступников, не имеющих отношения к похищению сухогруза, которые пытаются заработать на этой громкой истории.
И, наконец, остается непонятным, почему был захвачен корабль с российским экипажем, перевозивший в Алжир не самый ценный груз - лесоматериалы. Ведь "опыт" сомалийских пиратов говорит о том, что выкупа за своих моряков значительно проще добиться от правительств небольших европейских государств, чем от стран, обладающих мощным флотом и способных самостоятельно проводить силовые операции по освобождению сограждан.
Можно предположить, что захват судна с российским экипажем был осуществлен с политическими целями людьми, связанными с "Аль-Каидой" или чеченскими преступными группировками, действующими в Европе. Но в этом случае непонятно, почему похитители так долго не сообщают о своей громкой акции.
Как сообщил в воскресенье постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, "обмен информацией по "Арктик Си" между штабом Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе и постпредством РФ поддерживается ежедневно". Полученные сведения поступают в Главный штаб ВМФ.
Александр Карпушин, посол Российской Федерации в Кабо-Верде:
- Сведения о том, что сухогруз сейчас находится в территориальных водах Кабо-Верде, - это грубая ошибка и дезинформация. Мне также неизвестно, обнаружил ли сторожевой корабль ВМФ РФ "Ладный" пропавшее судно "Арктик Си". Думаю, об этом лучше знают в самом ВМФ. Я поддерживаю контакт с руководством Генштаба Кабо-Верде, которое проинформирует нас в случае появления каких-либо реальных сведений о пропавшем судне.
Подготовил Василий Махровский