Стартовал один из главных международных театральных фестивалей - Эдинбургский. Он продлится три недели, в течение которых город превратится в центр современного искусства. Многое там будет напоминать о России.
Эдинбургский фестиваль в последние годы активно набирает обороты благодаря новому руководителю Джонатану Миллзу. Австралиец, пришедший "к власти" два года назад, постепенно трансформирует неповоротливую и чрезмерно заботившуюся о респектабельности организацию в мобильный упругий организм, способный устроить гонки на выживание с яркими соперниками - программой Fringe ("Обочина") и фестивалем военных оркестров Tatoo. Когда-то они возникли на периферии "старшего брата", но сейчас именно с ними ассоциируется Эдинбург.
Фестиваль, в предыдущее десятилетие прятавшийся от актуального искусства за громкими беспроигрышными именами, при Миллзе дал шанс новичкам. В этом году, к примеру, запеленговал "Фауста" румына Сильвиу Пуркарете.
В театральной программе с особым интересом ожидают "Ялтинскую игру" и Afterplay, отсылающих к чеховским "Даме с собачкой", "Дяде Ване", "Трем сестрам": эти спектакли будут частью ретроспективы творчества ирландского драматурга Брайана Фрила.
Россию узнаваемую, почти современную, срисованную с московских и питерских улиц конца 1990-х, обещает мировая премьера "Петрушки" Стравинского в хореографии Яна Спинка.
Миллз, композитор по профессии, не боится признать, что театр в том старинном, исконном смысле, который подразумевает царство слова, умирает. За художественными открытиями сегодня идут в музыкальный театр. Эдинбург, раньше если приглашавший балет, то непременно Большой, теперь делает ставку на труппы молодые и решительные. Такие, как Королевский балет Фландрии. Еще три года назад это была компания со среднестатистическим репертуаром и безликими артистами, пока все в свои руки не взяла Кэтрин Беннетс, бывшая танцовщица и ассистентка Форсайта. Она начала с того, что добилась от своего мэтра разрешения на постановку его спектаклей. Дебютом был Impressing the Tzar, в позапрошлом году с триумфом показанный в Эдинбурге (а нынешней весной - в Москве). В этом году фламандцы привозят новинку европейской звезды Кристиана Шпука "Возвращение Улисса", созданную специально по заказу труппы.
Вокруг Улисса закручен важный сюжет нынешнего фестиваля. Одним из его центральных событий должно стать исполнение оперы "Возвращение Улисса на родину" Монтеверди в исполнении кукольного театра из ЮАР Handspring: отныне нет никакой Итаки, гомеровский герой обитает на больничной койке в Йоханнесбурге, время от времени переносясь на родину Монтеверди - в Венецию.
Музыкальная программа спаяна в этом году именами Генделя (в память 250-летия его смерти) и Мендельсона (в честь 200-летия со дня рождения) - композиторов знаковых для Просвещения и романтизма. Произведения этих эпох исполнят в Эдинбурге эталонные интерпретаторы: Роджер Норрингтон с Оркестром века Просвещения, Джон Элиот Гардинер с Английскими барочными солистами и Хором Монтеверди, Уильям Кристи, Чарльз Маккерас, Джойс ди Донато, Иво Погорелич, Эса-Пекка Салонен, Филипп Херевег и Оркестр Елисейских Полей.
Россию в этом созвездии представляют лидеры молодого поколения: гобоист Алексей Огринчук, скрипач Борис Бровцын, альтист Максим Рысанов и виолончелист Борис Андрианов, их программа включает музыку от Моцарта и Гайдна до Бриттена, а своего фирменного Шопена исполнит Елизавета Леонская - представительница старшего поколения прославленной отечественной пианистической школы. Их лишенное декораций искусство несет в себе художественные открытия. У Эдинбурга есть все шансы вернуться с обочины на магистраль.