Толпы людей у Бранденбургских ворот. Дело-то действительно небывалое: впервые за всю историю мастера спортивной ходьбы соревнуются на чемпионате мира, даже не заходя на стадион.
Трибуны возведены прямо у легендарных, хорошо и нам знакомых по истории ворот. Рядом рейхстаг, который брали отцы и деды, и огромнейший, в назидание, памятник нашему солдату. Для ходоков - никаких дорожек - только асфальт и брусчатка. Суета сует: десятки тентов, палаток, разминающиеся спортсмены...
И в этой предстартовой сумятице Валера сам нас увидел, махнул рукой, подбежал. Обычно спортсмены до старта ух как суровы. Никогда никаких разговоров, тем более с прессой. Тут и суеверия, и уход в себя, и нелюбовь к журналистам. А 22-летний олимпийский чемпион на "двадцатке" родом из деревни Поводимово, что километрах в ста от мордовской столицы Саранска, сам подбежал, пожал руку, и как тут было не задать парочку вопросов.
Российская газета: Валера, как ты за эти полчаса до начала и что будет?
Валерий Борчин: Я, слава Богу, вполне нормально. Жара не такая жутчайшая, как в Пекине, что уже хорошо. Там в тени было до 40, здесь пока 25. И не очень и влажно. Только вот в Китае были резиновые дорожки, а тут с асфальта да на брусчатку - ноги болят, спину ломит. Но ничего, мы - люди привыкшие.
РГ: И хотя неудобно спрашивать, но какие цели?
Борчин: Цель - одна. Я после Пекина нагрузок не сбрасывал. Тренировался с Виктором Чегиным у себя дома, в Саранске, как будто никакой Олимпиады и не выиграл. В этом году три раза я мою двадцатку выиграл. Бог троицу любит... Вот хорошо бы пройти, и, даст Бог, отдохну.
РГ: Ты поминаешь Бога. Веруешь?
Борчин: Я - человек верующий.
РГ: Ну, тогда с Богом.
И пошел он, худощавый наш парень, берлинским солнцем палимый. Как всегда, без шапочки, которую так любят остальные ходоки, без очков... Он опередил молоденького, но до чего ж упорного, на все 40 лет смотрящегося 19-летнего китайца Хао Ванга на 25 секунд, а своего погодку мексиканца Эдера Санчеса - на 41! Преимущество - подавляющее. Как нокаут в боксе.
Но на финише предстал перед нами уже другой Борчин. Потоки, нет, - лавины низвергающегося пота. Откуда они из человека весом в 63 килограмма и ростом в 178? Щеки впалые, скулы выпирают, под глазами - черные круги. Вспомнилась Осака, чемпионат мира 2007 года, когда потерявшего сознание Валеру Борчина осторожно отправляли куда-то на "скорой".
РГ: Валерий, как самочувствие, как шел? И не боялся, что после десяти километров, когда два итальянца и норвежец рванули вперед, ты не догонишь?
Борчин: Нет, Чегин мне на дистанции подсказывал, а мы всегда тренеров слышим. Но так отпускать действительно опасно, и в принципе нельзя. Но все было под контролем, все и всех я видел.
РГ: Позволь вопрос не спортивный. Ты знаешь, по каким историческим местам ты шел?
Борчин: Знаю. Хотя скажу честно: когда идешь и в такой борьбе об этом не думаешь. Тут важен каждый шаг. Мне иногда больно было. Так отдает эта брусчатка в голову.
РГ: И какие теперь планы?
Борчин: Очень простые. После Пекина и Берлина - могу, дай Бог, и отдохнуть. Здесь еще два денька и домой. По маме с папой очень соскучился. А прямо сейчас - пресс-конференция.
И знаете, что чуть ли не первым делом сказал Валерий Борчин на пресс-конференции? Поблагодарил китайца Ванга и мексиканца Санчеса, что помогли и вместе с ним создали ударную группу "по поимке" тройки, ушедшей в отрыв. На вопрос, считает ли себя великим, твердо ответил: нет. Великим назвал других. А он сам- не великий. Слышались в Пекине голоса: Борчин выиграл случайно, просто выдержал, в отличие от остальных, дикую жару. Сегодня сомневающиеся умолкли. А что Валера Борчин не великий - так это только пока.
До чего же мы дошли
Из десяти лучших результатов сезона-2009 в ходьбе на 20 километров у женщин шесть принадлежат нашим. Четверо из них - олимпийская чемпионка Ольга Каниськина, Вера Соколова, Лариса Емельянова и Анися Кирдяпкина - соревновались вчера у Бранденбургских ворот с 44 соперницами из 27 стран.
Но итог был совершенно предсказуем. Даже в огромном белом тенте пресс-центра, где спасались от терпимой берлинской жары толпы журналистов, на полочке с надписью "биографии основных претендентов" лежало лишь одно подробнейшее жизнеописание - конечно же, Ольги Каниськиной. С математической точностью "разложив" силы, студентка, изучающая математику в Мордовском государственном университете славного города Саранска, решила выйти в лидеры на шестом километре пути. Раньше, как потом рассказала, тренер не разрешал.
И когда стала безоговорочным лидером, около Бранденбургских ворот раздались, как и десятилетия назад, звуки "Калинки". Интрига исчезла, игра была сделана. Каниськина опередила второго призера, ирландку Олив Логнане, на 49 секунд.
Народная примета
После финиша Ольга рассказала об одной счастливой примете. На пекинской Олимпиаде Валерий Борчин, выиграв ходьбу на 20 километров, подарил свой чемпионский букет Гульнаре Галкиной-Самитовой, которая на следующий день тоже стала победительницей. А вчера, вернувшись с награждения, вручил букет ей, Ольге. "У Борчина легкая рука и счастливые букеты", - заметила выпускница Мордовского госуниверситета, дипломированный специалист не в области физической культуры, а математик Ольга Каниськина.
Вам дана одна попытка
Главная российская надежда на "золото" Елена Исинбаева начала свой марафон в субботу. Пока десятки других прыгуний мучили себя, гнули шесты, сбивали планки на детских высотах, пролетело 2 часа и 6 минут. И только тогда Исинбаева появилась на старте. К счастью, без всяких повязок на ноге. Взяла с первой же попытки 4 метра 55 сантиметров и вышла - еще с тремя нашими девчонками - в финал.
Я же отыскал польскую прыгунью Анну Роговски. Недавно она - единственная в мире - одолела Исинбаеву.
Российская газета: Анна, расскажите нашим читателям, как вы выиграли у Елены?
Анна Роговска: Я выиграла с огромным для себя удивлением. Знаю, что Елена никому не проигрывала шесть лет. В Лондоне на Гран-при у нее не пошло. А у меня все сложилась.
РГ: Вы и сейчас в финале. Есть шансы на победу?
Роговска: Победить Елену на чемпионате мира? Не уверена, что это возможно.