Оба тяжелых истребителя, столкнувшихся в небе Подмосковья, входили в известную на весь мир пилотажную группу "Русские витязи".
В авиакатастрофе погиб командир этого подразделения Игорь Ткаченко. Останки летчика были найдены около деревни Захариха - рядом с креслом-катапультой и парашютом. Опытнейший пилот, по всей вероятности, начал уводить разваливающийся в воздухе самолет от населенного пункта. Он успел катапультироваться, но парашют вспыхнул. Пилоты другой двухместной "сушки" тоже успели покинуть падающий самолет, но приземлились живыми.
Президент Дмитрий Медведев выразил глубокие и искренние соболезнования родным и близким Игоря Ткаченко в связи с трагической гибелью заслуженного пилота.
Начальник службы информации и общественных связей Военно-воздушных сил РФ подполковник Владимир Дрик сообщил корреспонденту "РГ", что полеты проводились в рамках подготовки к Международному авиационно-космическому салону, который открывается завтра на аэродроме в Жуковском. Представитель ВВС подтвердил, что ЧП произошло в результате столкновения в воздухе одноместного боевого истребителя Су-27 и двухместного учебно-боевого Су-27УБ из состава знаменитой российской пилотажной группы. Для расследования аварии создана комиссия минобороны и Главного штаба ВВС. Но уже известно, что криминальная версия столкновения истребителей исключена - самолеты задели друг друга при выполнении пилотажной фигуры.
Пока эта версия рассматривается в качестве приоритетной. По мнению заслуженного летчика-испытателя Анатолия Квочура, косвенную роль в авиакатастрофе могла сыграть изношенность самолетов.
Также известно, что столкновение машин произошло во время совместного полета пилотажных групп "Русские витязи" и "Стрижи". В полете участвовали девять машин - пять истребителей Су-27 и Су-30 из группы "Русские витязи" и четыре истребителя МиГ-29 из пилотажной группы "Стрижи". Полет проходил успешно, и после разделения группы на две "Русские витязи" вышли из зоны пилотирования для последующего перестроения. В это самое время и произошло столкновение истребителей. "Сушки" по неизвестной причине не разлетелись, зацепившись друг за дружку хвостовым оперением.
По данным правоохранительных органов, оба самолета упали в поле недалеко от двух деревень Раменского района. По заявлению замглавы города Жуковский Ивана Смирнова, повреждений в черте города нет. Обломки нанесли ущерб в пригородном дачном кооперативе. По предварительным данным с места происшествия, в результате падения истребителей на садовый кооператив полностью сгорели 3 жилых дома и гараж с дорогой машиной. Ожоги получила женщина, проживавшая в одном из уничтоженных огнем домов. Когда дом загорелся, она пыталась спасти своего мужа.
- Регламент проведения показательных выступлений полностью отработан и применяется уже не один год, - сказал после ЧП почетный президент авиасалона, Герой России Магомед Толбоев. - Несмотря на происшествие, тренировки перед авиасалоном "МАКС-2009" и выступления в небе во время выставки пройдут в запланированном режиме. По его словам, "никогда в практике авиасалонов, как наших, так и зарубежных, полеты не приостанавливаются".
Военная прокуратура начала проверку по факту столкновения самолетов, возбуждено уголовное дело по статье "нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть человека".
Вчера вечером на аэродром Раменское прибыли именитые иностранные гости "МАКС- 2009" - итальянские летчики из пилотажной группы "Фречче Триколори" и французские асы из "Патруль де Франс". Они почтили память погибших русских коллег.
Это не первое происшествие с самолетами "Русских витязей". 12 декабря 1995 года при заходе на посадку для дозаправки топливом на вьетнамском аэродроме Камрань из-за неудовлетворительной организации полетов в сложных метеоусловиях столкнулись с горой три истребителя этой группы. Тогда погибли четыре летчика.
Напомним, что "Русские витязи" - авиационная группа высшего пилотажа ВВС России. Создана 5 апреля 1991 года на базе 237-го гвардейского Проскуровского Краснознаменного орденов Кутузова и Александра Невского авиаполка из лучших летчиков подмосковной авиабазы Кубинка и других гарнизонов России.
Гвардии полковник, начальник 237-го гвардейского центра показа авиационной техники, заслуженный военный летчик России Игорь Ткаченко, по мнению коллег, был прирожденным пилотом. Он родился в поселке Венцы-Заря Краснодарского края. В 1985 году окончил Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова, в 2000 году - Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. Он легко осваивал зарубежные машины. Высшим пилотажем занимался с 1989 года.