Количество торговых площадей в Тамбове вдвое превысило норму

Как ни старались местные власти сделать Тамбов индустриальным городом, он стремительно превращается в громадный торговый центр, где сосредоточено 57 процентов объемов регионального розничного и оптового товарооборота.

На каждую тысячу жителей здесь приходится почти 600 квадратных метров торговых площадей, что в два с лишним раза превышает социальную норму.

Из менеджеров в продавцы

Несмотря на кризис, торговля продолжает захватывать зеленые пятачки городских территорий, что вызывает активное недовольство жителей. При этом остаются нетронутыми целые кварталы ветхого и аварийного жилого фонда. Но туда из-за непосильного обременения застройщики не идут, предпочитая осваивать свободные площадки поближе к инженерным сетям. Знающие люди говорят, что даже появился весьма прибыльный бизнес: влиятельный человек по своим каналам правдами и неправдами пробивает разрешение на строительство магазина, а затем продает его состоятельному застройщику. Оба довольны, и закон формально соблюден. В итоге все усилия городских властей, направленные на развитие малого бизнеса, ведут к дальнейшему перенасыщению Тамбова предприятиями торговли.

Их росту способствовала и благоприятная экономическая конъюнктура, складывавшаяся до осени 2008-го. В прошлом году в городе введено в эксплуатацию 76 магазинов общей площадью 32,5 тысячи квадратных метров, создано 1307 рабочих мест. По состоянию на 1 января 2009 обеспеченность Тамбова торговыми площадями уже достигала 213 процентов от нормы. Но за минувшие семь месяцев открылось еще полсотни магазинов, предоставивших работу 478 молодым людям. Торговая сеть охотно принимает "офисный планктон", представители которого, потеряв работу в столице, устремились под сень родных осин. Разница лишь в том, что в Москве они назывались "менеджерами" и "секьюрити", а в Тамбове превратились в обычных продавцов и охранников с соответствующей для провинции зарплатой. Отчасти поэтому уровень безработицы в Тамбове - один из самых низких в ЦФО, а долги по зарплате не столь велики, как в целом по стране.

Потребление с риском

Судя по бурному развитию торговой сети, кризис потребления Тамбову не грозит. Как сообщила председатель комитета по развитию потребительского рынка товаров и услуг администрации города Любовь Ильина, ситуация на предприятиях розничной и оптовой торговли в основном стабильна. Хотя былой резвости на потребительском рынке уже нет. Торговые сети и владельцы магазинов испытывают трудности в получении заемных средств. В результате несколько снизились объемы поставок и выросли розничные цены. Одновременно поползли вниз доходы населения, и многие участники рынка "включили" режим экономии.

В областном центре сосредоточено более половины регионального товарооборота

Однако эксперты полагают, что такое "антикризисное управление" ведет бизнес к тяжелым последствиям. Урезая бюджеты на разработку стратегии управления и обучение сотрудников, предприниматели совершают ошибку, которая очень скоро может аукнуться резким падением объемов потребления.

Гораздо хуже обстоят дела на предприятиях общественного питания. По данным, предоставленным комитетом потребительского рынка, только 10 процентов из них работают стабильно, 20 процентов - более или менее, а остальные... Посещение ресторанов и кафе для большинства тамбовчан стало непозволительной роскошью, поэтому участники рынка ищут возможности снижать цены и предлагать недорогие обеды. При этом предприятий общественного питания в городе не хватает - их только 50 процентов от нормы.

- Кафе и рестораны - это уже производство, которому требуются довольно сложное оборудование, квалифицированные кадры поваров, кондитеров, - поясняет Любовь Ильина. - К тому же в этой сфере велики риски, поэтому развитие общественного питания в городе сильно отстает от торговли...

Крыша для рынков

Объемы продаж в организованной системе торговли непродовольственными товарами подвержены сезонным колебаниям. Например, реализация одежды и обуви упала вдвое, что характерно для летних месяцев. Но сейчас и этот сектор рынка - в состоянии тревожного ожидания. Нет гарантии, что с приходом осени маятник продаж не останется на уровне июля. Переберет потенциальный потребитель прошлогодние туфли-куртки, пальто-сапожки, заглянет в кошелек и решит: обойдусь без обновы - не до жиру.

В то же время падение товарооборота на рынках, где торгуют в павильонах, а то и вовсе под открытым небом, уже стало суровой реальностью. По сравнению с прошлым годом он сократился на треть, и этот процесс набирает обороты. Реализуется Федеральный закон N 271 "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации", вступивший в силу более двух лет назад. Тогда он прозвучал для бизнесменов предупредительным выстрелом и вызвал волну протестов. Закон предусматривал реорганизацию рынков и создание управляющих компаний, которые займутся их застройкой, организацией торговли. Помимо этого, он обязывал розничных торговцев перебраться под крыши - в прямом смысле слова. Для большинства владельцев торговых площадей выполнение этого требования было равноценно ликвидации бизнеса, и законодатели пошли на уступки - отложили окончательную реализацию закона на весну 2010 года.

Впрочем, и сегодня требование подвести вольный рынок под крышу в принципе невыполнимо. Нет средств на капитальное строительство, и в ближайшее время они не предвидятся. Со времени принятия закона каких-либо существенных изменений в облике торговых точек не произошло, а времени на их реконструкцию осталось всего ничего. На территориях, прилегающих к рынкам, по-прежнему торгуют с ящиков, выполняя таким образом категоричное требование властей: "Реализация продукции с земли запрещена!".

Уже в следующем году большинство рынков может быть закрыто - на радость владельцам супермаркетов и сетевых магазинов. Возможно, инициаторы идеи на этот эффект и рассчитывали. Но не учли, что потребительский спрос - штука капризная, а рыночная экономика подвержена кризисам.

Кстати

За январь-июнь этого года оборот розничной торговли по всем каналам реализации в Тамбове вырос на 0,4 процента и составил 23 миллиарда 621 миллион рублей. В целом по региону по сравнению с аналогичным периодом прошлого года потребительский спрос упал на пять процентов. Наметилась неприятная тенденция, особенно если учесть, что в нынешнем году аграрный сектор региона получил серьезные инвестиционные вливания. По логике это могло положительно сказаться на товарообороте в сельской местности.