Новости

18.08.2009 01:00
Рубрика: Экономика

Требуется регулировщик

Структура воздушного пространства над Москвой признана архаичной

Сегодня в подмосковном Жуковском открывается IX Международный авиационно-космический салон МАКС-2009. Его открытие омрачено катастрофой истребителей Су-27, которые готовились к авиашоу, однако, организаторы заверяют, что сделают все, чтобы репутация российского авиапрома не пострадала от этого инцидента.

По традиции будут показаны опытные образцы летательных аппаратов (в этом году демонстрационные полеты совершат свыше пятидесяти машин) и новых боевых комплексов. В прошлый раз МАКС собрал 600 участников и свыше 650 тыс. бизнес-посетителей, салон снискал славу "генератора новых идей". Безопасности полетов отводят первую роль - и дело не только в том, что к этой теме привлечено внимание после инцидента; безопасность была выбрана в качестве лейтмотива салона загодя. Актуальность этой тематики организаторы МАКС-2009 подчеркивают особо: в рамках авиасалона будет работать II Международный семинар "Концепции и технологии организации воздушного движения".

Как и два года назад, во время предыдущего МАКС, в Жуковском соберутся представители ведущих исследовательских институтов России и Европы, специализирующиеся на организации воздушного движения (ОрВД), а также представители минпром энерго и Росаэронавигации. Нынешний семинар, как надеются его организаторы (среди них Центральный аэрогидродинамический институт им. проф. Н.Е. Жуковского и Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем), создаст возможность новых партнерских отношений для научного сообщества ОрВД.

Тенденции развития гражданской авиации очевидны: в ближайшие 15-20 лет объем воздушных перевозок будет только расти, а вместе с ними и требования к безопасности полетов и точности навигации. Эти проблемы уже в полный голос заявили о себе. В небе стало тесно. Это во времена СССР был только один "Аэрофлот", а сегодня только крупных авиакомпаний в стране пятнадцать (всего же зарегистрировано более 200 авиаперевозчиков). Между тем задача одна - обеспечить безопасное и эффективное разделение воздушного пространства страны как для отечественных, так и для иностранных перевозчиков (летающие в наши аэропорты или использующие воздушное пространство России для транзитных полетов). Отдельная задача - обслуживание полетов военной и специальной авиации...

Московская воздушная зона (МВЗ) - очень сложный участок, наиболее нагруженный элемент структуры воздушного движения страны. Здесь более 100 аэродромов различных ведомств, около 20 тыс. километров воздушных трасс, здесь совершается больше половины полетов государственной и коммерческой авиации. И если раньше направления полетов московские аэропорты "столбили" за собой, учитывая свое географическое положение (Шереметьево - запад и северо-запад, Домодедово - восток, Внуково - юг и запад), то теперь авиакомпании летают исходя из своих коммерческих интересов и обслуживание участников воздушного движения (как отечественных, так и зарубежных), по признанию специалистов, значительно осложнилось. В последние 15 лет в московском небе очень тесно. Наиболее загружены сектора аэродромов Шереметьево, Домодедово, Внуково. Все сложнее перераспределять движение между ними, поскольку растут объемы перевозок, увеличивается и количество операций, гарантирующих безопасность полета. К примеру, при 1500 прилетах-вылетах в сутки диспетчера управления воздушным движением (УВД) совершают до 4,5-6 тыс. приемов - передач управления! При этом основное программное обеспечение, используемое в автоматизированной системе управления, практически не менялось больше 30 лет!

Острая необходимость модернизации всей системы ОрВД назрела уже много лет назад. Устаревшее оборудование не позволяет использовать возможности современного оснащения самолетов и вертолетов, а структуру воздушного пространства над Москвой эксперты ФГУП ГосНИИ "Аэронавигация" называют архаичной. Она не может обеспечить бесступенчатый набор высоты и снижение самолетов и вертолетов, вызывая многоступенчатость в передаче управления между диспетчерами, что значительно увеличивает их нагрузку. Необходимость модернизации остро ощущают многие аэродромы страны. Но без активного участия государства, подчеркивают эксперты, в решении проблем оптимизации воздушного движения не обойтись. Это сфера его компетенции.

Между тем

Экономический кризис уже привел к сокращению программ модернизации аэропортового хозяйства по всей стране. По данным Росавиации, пассажирооборот на международных и внутренних линиях у пятнадцати крупнейших российских авиакомпаний за полгода снизился на 18%. Осенью общее падение перевозок может составить порядка 20%. Означает ли это, что будут приостановлены начатые работы по модернизации аэродромного оборудования? Сегодня ясноодно, что Транспорт ную стратегию, утвержденную президентом и правительством РФ, одной из целей которой является повышение уровня безопасности всей транспортной системы страны, еще никто не отменял. Как и принятую в прошлом году госпрограмму безопасности полетов. В числе мероприятий по ее реализации значится и "подготовка максимально гармонизированных с международными стандартами федеральных авиационных правил летной и технической эксплуатации воздушных судов и оборудования, обеспечения и выполнения полетов". Несмотря на кризис, начатое проведение оценки систем управления безопасностью полетов в авиапредприятиях и аэропортах страны (также обязательное в рамках госпрограммы) должно обязательно завершиться. И еще: выполнение программы в полном объеме позволит уменьшить частоту авиационных происшествий в РФ в 2-2,5 раза.

Экономика Транспорт Авиатранспорт Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Финансовые проблемы авиаперевозчиков Бизнес - Главное