Завершившийся в Выборге кинофестиваль "Окно в Европу" стал в какой-то мере окном с видом на сегодняшнюю Россию. Но сначала скажем с протокольной сухостью о результатах киноконкурса.
В конкурсе неигрового кино победил фильм "Вдвоем" (режиссер Павел Костомаров). Он получил "Золотую ладью". "Серебряная ладья" досталась фильму Ирины Васильевой "Второй". Специальным дипломом отмечена лента Тофика Шахвердиева "Русская слава".
В анимации первенствовала "Солдатская песня" Елены Черновой.
В конкурсе "Выборгский счет" победил фильм дебютантки Яны Поляруш "Видримасгор, или История моего космоса", картина, снятая на "Ленфильме", на студии, слухи о смерти которой оказались преувеличенными.
Главная же интрига фестиваля состояла в том, как распределятся награды среди участников игрового конкурса. Триумфатором оказался, как и можно было предположить, фильм Андрея Хржановского об Иосифе Бродском "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие". Фильм сначала получил одну из "ладей" в номинации "Лучшая актриса" за роль, исполненную Алисой Фрейндлих. А "Золотая ладья" была присуждена уже режиссеру Андрею Хржановскому. Второй по значению приз достался фильму "Метеоидиот" (сценарий Ираклий Квирикадзе, режиссер Нана Джорджадзе).
По количеству наград первенствовала картина Григория Константинопольского "Кошечка". Их - три: приз имени Саввы Кулиша (за творческий поиск), "Белый слон" (от Гильдии киноведов и критиков) и "За лучшую мужскую роль" (Михаил Ефремов).
Последняя награда, точнее формулировка ее - парадоксальна. Приз за мужскую роль дали артисту, который сыграл женскую роль. На это не без иронической усмешки обратил внимание режиссер "Кошечки", получавший "Ладью" вместо отсутствовавшего на церемонии актера.
О полноте картины современной действительности, представленной зрителям Выборгского кинофестиваля, говорить не приходится. Но все-таки, кое-какие фрагменты ее запечатлены достаточно достоверно. Очевидны попытки ее как-то отрефлексировать. Честно или не очень - другой вопрос. Глубоко или поверхностно - вопрос третий. Но, по крайней мере, есть повод для спора.
Мне кажется фестиваль удавшимся, когда в конкурсе видишь три-четыре заинтересовавших тебя картины. Особенно когда ты имеешь дело с национальным фестивалем, а не с международным. Выборг к тому же в значительной степени обесточен "Кинотавром", собирающим, как правило, в начале лета сливки отечественной киноиндустрии. Тем не менее с развитием последней "Окно в Европу" играет и будет играть важную и ответственную роль конкурента на рынке национальных кинофорумов.
О фильме-победителе Андрея Хржановского много написано. Еще больше сказано. И на церемонии закрытия председатель жюри Алексей Герман-младший произнес несколько прочувствованных слов в адрес как картины, так и режиссера. Здесь нет смысла ее снова комментировать. Важно только обратить внимание на ее ироническо-ностальгическую интонацию, ставшую столь примечательной сразу для нескольких конкурсных фильмов.
Начать можно было бы с фильма дебютантки Галины Мезенцевой "Окно для наблюдателя". Ее герой, описывая другого, вглядывается в него как в зеркало. Получается, что он сам на себя смотрит со стороны. А со стороны виднее в принципе. И в частности - тоже. Виднее растерянность молодого человека перед лицом реальности, которая как будто бы не имеет стержня, смысла. У нее нет вектора. И тогда выясняется, что этот смысл никто ему не принесет на блюдечке с голубой каемочкой. Самому приходится его вымысливать и назначать на свою голову.
От растерянности перед повседневностью столь высокий спрос на чудеса, на загадки, на тайны... И столь же высокий уровень спекуляций на первом, втором и третьем. Об этом фильм "Ясновидящая" Ильи Хотиненко. В нем все драматично. А в фильме Валерия Лонского "Двойная пропажа" загадки жития-бытия комичны. Позиция автора деликатно иронична. Бытовая эмпирия так запутана, что ее никакими детективно-криминальными методами не распутаешь. Только если сделать допущение, что всеми нашими поступками управляют инопланетные силы, то все станет на свои места.
И в борьбе со злом надобно нечто сверхъестественное. Это я уже говорю о фильме "Метео идиот", где молодой человек, ударенный шаровой молнией, приобретает дар насылать бури и прочие ненастья по своей воли и прихоти и где смерть - это всего лишь молодая женщина в белом платье и с косой. Она не страшная, в какой-то мере обольстительная и договороспособная. Это ирония снисходительная по отношению к современности.
Был на фестивале и пример иронии добродушной в духе раннего неореализма "Видримасгор". Непонятное слово расшифровывается просто: Вид Рима С Гор. В фильме для наблюдателя нет волшебного окна; есть волшебное зеркало. Каждый жилец коммуналки, глядя в него, видит то, что ему дорого. Когда зеркало разбивается, торжествует неореалистическая солидарность соседей по общечеловеческому проживанию на Земле.
По поводу нового фильма Николая Лебедева "Фонограмма страсти" ничего не могу сказать, кроме очевидной ее коммерческой направленности, доведенной до страсти. Картина выйдет под Новый год и будет бороться за жирный прокатный пирог в рождественские каникулы.
Наиболее желчная ирония явлена была в фильме Григория Константинопольского "Кошечка". Фильм довольно дерзкий по приему. Он состоит из четырех практически театральных монологов, исполненных на камеру артистами Михаилом Ефремовым, Александром Стриженовым, Виктором Сухоруковым и Евгением Стычкиным. Картина обманчиво театральна. На самом деле она абсолютно киногенична. Недаром ее снимали четыре выдающихся современных оператора Владислав Опельянц, Леван Капанадзе, Сергей Мачильский и Максим Осадчий.
Многим фильм показался циничным. Но мне представляется, что цинизм там - маска, обнажающая цинизм жизни.
Отдельное яркое впечатление фестиваля - артист Михаил Ефремов, который, помимо работы в "Кошечке", был представлен блистательно сыгранной ролью в фильме дебютанта Ильи Демичева "Какраки". Фильма, к сожалению, непонятного и потому недооцененного на фестивале.
У этой картины своя "кредитная история". Ей было категорически отказано в "Кинотавре", но она заинтересовала "Венецианского льва". Показанная в Выборге по пути в Венецию, "Какраки" не просто оставила равнодушной часть публики, но вызвала и заметное ее раздражение.
Ситуацию в какой-то степени уравновесил специальный приз президента фестиваля Армена Медведева, вручившего его режиссеру за лучший дебют.