20.08.2009 02:40
    Поделиться

    Виталий Дымарский: Коррупционный оборот в сфере малого и среднего бизнеса оценивается в 22 млрд долларов в год

    Прошлогодний призыв прекратить "кошмарить бизнес", возможно, останется в анналах современной истории страны как зацепившееся в нашей памяти фамильное изречение Дмитрия Медведева, прочно ассоциирующееся с его президентством. Как это уже было с ельцинскими "рокировочками" и "не так сели" или с путинскими "мочить в сортире" и "она утонула". Этакие слова-символы, отражающие в то же время и весьма конкретное содержание правления того или иного политика.

    Публично заявив свою "формулу власти", Медведев, похоже, действительно решил превратить борьбу с административными барьерами, парализующими малый и средний бизнес, в одно из "фирменных блюд" своего президентского мандата. Во всяком случае, уже через неделю после инаугурации, 15 мая 2008 года, вышел его Указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". А два с половиной месяца спустя, 31 июля, на небольшом швейном предприятии городка Гагарин на Смоленщине на весь мир и было сказано: "Не надо кошмарить бизнес!".

    Сигнал дан. Что еще, казалось бы, нужно, чтобы в стране, на протяжении десятилетий (а то и столетий) ловившей каждое слово начальства, заставить чиновничью машину дать обратный ход и оставить в покое замученных проверками и поборами предпринимателей?

    И колесо вроде бы действительно закрутилось. Тем более что указ, в соответствии с этимологией слова, именно указывал, что, когда и кому делать.

    Так, правительству поручалось в течение двух месяцев подготовить проекты федеральных законов, регламентирующих количество инспекций малого бизнеса. Причем, по мнению Медведева, предпринимателей должны проверять не чаще одного раза в три года (исключение только для налоговых органов). Предписывалось также сократить количество документов, необходимых для начала предпринимательской деятельности, а вместо разрешительного ввести уведомительный порядок запуска новых форм малого бизнеса. Обязательную сертификацию продукции должно заменить декларирование ее качества. Местные власти получили право сдавать предпринимателям недвижимость в аренду по льготным ценам за счет специально выделенных для этой цели помещений...

    Да и чиновники, складывалось впечатление, взяли "под козырек". Имена Игоря Шувалова, Эльвиры Набиуллиной, Юрия Трутнева, Рашида Нургалиева, Юрия Чайки за истекший год то и дело мелькали в отчетах с разного рода совещаний и встреч, посвященных проблемам малого и среднего бизнеса. По большей мере - исключительно в позитивном ключе: снизили, сократили, ликвидировали...

    Самыми коррумпированными респонденты считают правоохранительные органы и органы местного самоуправления

    Прошел год. Вполне достаточный срок, чтобы если не окончательно решить проблему, то хотя бы заметно продвинуться на заявленном президентом направлении. Тем более что разразившийся кризис особо подчеркнул роль "малышей" от предпринимательства, которые в заданных обстоятельствах становятся не только экономической, но и эффективной социальной подпоркой. Ведь им в отличие от более или менее крупных банкротов типа тольяттинских или даже пикалёвских нужна не столько финансовая помощь в виде бюджетных вливаний, сколько невмешательство "сверху" или "сбоку". Коротко говоря, этим "малышам" нужно только одно: чтобы им не мешали.

    И вот в начале августа этого уже года в подмосковном Звенигороде прошла встреча Дмитрия Медведева с представителями Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России". Речь, понятно, шла о все тех же проблемах. Выяснились вещи просто умопомрачительные.

    "Ну, как у вас дела?" - спрашивает президент знакомых ему предпринимателей из г. Гагарина, приехавших на совещание в Звенигород. "Проблемы все те же", - отвечают они.

    Или такой эпизод. Президенту рассказывают, что, к примеру, хлебопекарням приходится приобретать "индульгенцию на получение разрешения на взрывоопасность объекта" за 600 тысяч рублей, иначе им грозит возбуждение уголовного дела по статье "Незаконное предпринимательство". Медведев возмущается: "Вы же понимаете, что это такое для малого бизнеса! За границу съездите, спросите там, могут ли они для открытия небольшого предприятия выложить из собственного кармана 20 тысяч евро, когда еще ни шиша не заработали? Да никто не даст и 600 (евро)! Вот вместо 60 тысяч рублей должно быть 60".

    (Боюсь, замечу в скобках, что и эти слова останутся без практических последствий, поскольку чиновники и здесь найдут бюрократическую "отмазку": президент ведь не назвал точную сумму - то ли 60 рублей, то ли 60 тысяч рублей, пусть разъяснит!)

    Собственно говоря, и без звенигородской встречи было известно, что положение дел с малым и средним бизнесом в лучшем случае не меняется, а то и деградирует. Так, согласно исследованию "ОПОРЫ России" за прошлый год, более половины опрошенных представителей малого бизнеса подтверждают, что им приходилось лично сталкиваться с ситуацией, когда проблема решалась с помощью взятки или каких-то иных услуг. Самыми коррумпированными респонденты считают правоохранительные органы и органы местного самоуправления.

    По данным Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", на таможне появились новые требования по фитосанитарному контролю ввозимых подержанных машин, а каждая новая справка - это дополнительные возможности для вымогательства. Общий же коррупционный оборот в сфере малого и среднего предпринимательства оценивается в 22 миллиарда долларов в год!

    Результат: по сведениям Федеральной налоговой службы, в первом полугодии 2009 года в России появилось почти вполовину меньше новых коммерческих организаций, чем за тот же период прошлого года. Другая неутешительная цифра: за первые шесть месяцев этого года свой бизнес закрыли 250 тысяч бизнесменов. И это при том, что, как правильно заметил Дмитрий Медведев, "если мы сможем 40-50 проц. людей вовлечь в реальное дело, мы получим другую страну".

    ...Владимир Путин, будучи президентом, не раз называл себя наемным менеджером корпорации "Россия". Согласиться с этим образом - означает и понять, кто же является акционерами корпорации, контролирующими работу управляющего. Не получается ли у нас, что контрольный пакет акций находится не у народа, выбирающего главу государства, а в руках касты чиновников, которые вольны по своему усмотрению и согласно собственным интересам то ли прислушиваться к словам "нанятого менеджера", то ли игнорировать их. Много лет назад уже сказано: "Заставьте самого беспристрастного судью разбирать свое собственное дело и посмотрите, как он начнет толковать законы!".

    Да и "вертикаль власти", так и не расширившаяся за последние годы в своем основании, остающаяся узкой трубой пневмопочты, по которой вверх-вниз ходят бумаги и циркуляры, вряд ли поможет соединить слово и дело.

    А предпринимателям (и не только им) остается только молиться, как им посоветовал президент на встрече в Звенигороде.

    Поделиться