Питерского художника Абрама Рабкина коллеги называют "певцом Беларуси с берегов Невы". Практически все свое творчество он посвятил белорусским местечкам. И в первую очередь Бобруйску. Причем не сегодняшнему городу, а патриархальным улочкам со старыми домиками. Почти все они уже исчезли и остались лишь на полотнах мастера. Сам художник, полвека проживший в Санкт-Петербурге, считает себя больше бобруйчанином, нежели петербуржцем.
Рабкин, родившийся в Бобруйске, быть может, никогда бы его и не покинул. Но вмешалась война. Летом 1941-го вместе с матерью и сестрой Абраму пришлось уйти из города, который на следующий день оккупировали фашисты. Потом была работа в колхозе, участие в боях Великой Отечественной. После демобилизации поступил в художественную школу при Академии художеств в Ленинграде, там же окончил и художественное училище. Однако родной город не забывал. Каждый год приезжал к вернувшейся в Бобруйск матери, а после ее смерти старые бобруйские улочки стали смыслом его творчества.
Еще в 60-х, отдыхая в расположенной неподалеку от Бобруйска деревне Черницы, Абрам Исаакович задумал и выполнил работу, ставшую "пропуском" в Союз художников - "9 Мая. Белорусская семья". В принципе, работа эта создавалась по договору с Министерством культуры и должна была находиться в музее в Бийске. Но на одной из всесоюзных выставок картину увидела директор Национального художественного музея Беларуси Елена Аладова и решила - полотно должно быть выставлено в Минске. И после долгой переписки добилась своего.
Почти все, что создал Рабкин, можно назвать путеводителем по Бобруйску. Тому, которого уже нет.
- Новый город я, конечно, воспринимаю с радостью, - рассуждает Абрам Исаакович, - хотя бы потому, что людям в нем жить более комфортно. Но как-то, приехав в Бобруйск, увидел: уходит целая эпоха - колоритнейших личностей, тех покосившихся домиков, которые очаровывают и умиляют. Вот и взялся за кисти.
Когда смотришь на работы художника, такое впечатление, будто воду, буйную зелень, слякоть оттепели и горячее солнце ощущаешь буквально физически. А еще видишь людей того времени, которое больше не повторится, - ломового извозчика, сапожника, портниху и много кого еще...
Рабкин не просто пишет Бобруйск. Он еще показывает его всему миру. Так, на выставку в США, проходившую в Омахе, зрители приезжали даже из Канады: посмотреть на те виды, которые для многих уже стали воспоминанием. Сам мастер не любит говорить об этом, но был и такой факт: во время выставки в галерею зашел один из друзей Билла Гейтса и захотел купить лучшие картины художника: "Детство, заглянувшее в окно", "Нашествие", "Родители солдата". Предлагал большие деньги. Но художник от сделки отказался. Считает, что если разорвать его коллекцию, то она уже не будет так эмоционально восприниматься, как сейчас.
Своей любовью к Бобруйску мастер щедро делится с другими. К нему в мастерскую ведут белорусов, приезжающих в Петербург. Сам Рабкин участвует в мероприятиях, проводимых питерским общественным объединением "Белые росы".
- Абрам Рабкин продолжил традицию художников - выходцев из еврейских местечек Беларуси, - считает искусствовед Лариса Финкельштейн. - Марк Шагал - на весь мир о Витебске, Хаим Сутин - по меньшей мере, на два континента о Смиловичах. Абрам Рабкин о Бобруйске - на всю некогда большую многонациональную страну.
Самая большая мечта художника - оставить о себе память в Бобруйске. Рабкин готов хоть сейчас передать все свои работы в дар городу. Правда, при одном условии - чтобы все они хранились в одном месте и коллекция вечно была неделимой. Думаю, эта идея будет услышана и реализована. И тогда туристы, приезжающие в Бобруйск, прогулявшись по живописным улочкам, смогут зайти в галерею и увидеть, как выглядели эти места раньше. Сравнить, заглянуть в историю города. Ну а пока мастер увозит написанные в Беларуси картины, чтобы показать их в Санкт-Петербурге...