20.08.2009 02:30
    Поделиться

    Россия и Европа договорились о совместном исследовании Марса

    Россия и Европа договорились о совместном исследовании Красной планеты

    Вчера руководитель Роскосмоса Анатолий Перминов подписал соглашение с генеральным директором Европейского космического агентства Жан-Жаком Дорденом по проектам "Фобос-Грунт" и "Экзо-Марс".

    Это очередной шаг двух космических агентств в совместном освоении космического пространства в мирных целях. "Экзо-Марс" - европейский проект по освоению и исследованию Красной планеты. Взнос России в данную программу - это прежде всего использование ракеты "Протон" как резервной для запуска космического аппарата. Кроме того, мы предлагаем разработку и испытание мобильного комплекса, систем спуска и посадки "Экзо-Марса", а также радиоизотопные нагреватели. У россиян здесь опыт огромный.

    Что касается уникального российского проекта "Фобос-Грунт", то без преувеличения он вызывает огромный интерес во всем мире. Главная задача миссии - доставка на Землю грунта со спутника Марса Фобоса. Старт должен состояться в октябре этого года, подтвердил вчера глава Роскосмоса Анатолий Перминов. Полет к Марсу займет 10-11,5 месяца. Кстати, запуск именно в 2009 году наиболее благоприятен, так как плоскость подлетной траектории орбиты может быть близка к плоскости марсианского экватора. В этом проекте европейские наземные станции будут привлечены к управлению и приему телеметрической информации. "Это фантастический проект, - сказал Жан-Жак Дорден. - Мы желаем вам успеха и с нетерпением ждем его реализации".

    На далекий космос нацелен и проект Ракетно-космической корпорации "Энергия", которая выставила на МАКСе макет нового пилотируемого космического корабля. Именно на него должна в перспективе "пересесть" Россия.

    Напомним: первый конкурс на новый российский космический корабль был объявлен еще четыре года назад. Тогда свои проекты выдвинули РКК "Энергия", ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и "НПО "Молния". Причем корабль "Клипер" от "Энергии" был даже тогда выставлен на МАКСе и стал одним из самых ярких его экспонатов. Однако на том дело и закончилось: ни один из проектов не отвечал предъявляемым технико-экономическим требованиям.

    Весной этого года был объявлен второй тендер. И опять же его выиграла РКК "Энергия". Эскизное проектирование должно быть закончено в июне 2010 года, а первые испытательные полеты начнутся в 2017-2018 годах. Цена вопроса - 800 миллионов рублей.

    Предполагается, что на новом корабле, который проектируется как многоразовая система, смогут отправляться на орбиту и возвращаться сразу шесть человек. Это принципиально важно: сейчас на наших "Союзах" всего три кресла, а постоянный экипаж МКС уже увеличился до шести космонавтов. Корабль будет бескрылым, с многоразовой возвращаемой частью. Масса доставляемого на орбиту груза - 100 кг, а возвращаемого на Землю - 500 кг. Срок автономного существования корабля- 14 суток.

    Ракету-носитель для нового корабля разрабатывает "ЦСКБ-Прогресс". Запускаться она будет с нового космодрома "Восточный" в Амурской области, строительство которого должно начаться в 2010 году.

    - Принципиально важно, чтобы у России появился многоразовый корабль, который способен садиться всегда, везде и в любых условиях, - сказал корреспонденту "РГ" президент РКК "Энергия" Виталий Лопота. - У нас большая территория, аэродромы везде не построишь. Корабль должен влетать в атмосферу Земли со второй космической скоростью, нагревая корпус до трех тысяч градусов. Естественно, он должен выдерживать такие режимы. А вообще мы показали на МАКСе несколько шагов в будущее, до 2040 года. По годам расписано, куда и на чем будем летать, какая инфраструктура должна быть вокруг Земли.

    Что касается уже наметившегося отставания от американцев, которые также создают новые "пилотники" "Орион", Виталий Лопота заметил, что "этот вопрос надо адресовать министерству финансов, а мы делаем все, чтобы на рынке не упустить технологию транспорта для выполнения всех российских космических программ". По словам президента РКК "Энергия", Россия должна иметь гарантированный доступ в космическое пространство. Не зависимый ни от кого.

    Поделиться