Истребители пятого поколения поднимутся в небо в конце года

Третий день работы Международного авиационно-космического салона оказался, пожалуй, самым напряженным по количеству переговоров и деловых встреч. Были озвучены самые перспективные направления развития отечественного авиапрома.

Стало ясно, что Россия вошла в мировую авиапромышленность как равноправный партнер. Мы уже не только покупаем все лучшее на Западе, но и успешно продаем свою высокотехнологичную продукцию. Все большее развитие получают совместные предприятия и совместные проекты.

Самыми успешными в ХХI веке оказались работы по совместному российско-французскому проектированию нового двигателя SaM-146 для самолета "СухойСуперДжет-100". Для этих целей было создано совместное предприятие "ПауэрДжет". И двигатель, и самолет стали одними из самых ярких звезд салона.

Президент концерна "Авионика" Гиви Джанджгава заявил, что на салоне идут важные переговоры по созданию еще одного российско-французского предприятия в области приборостроения. Сотрудничество между специалистами двух стран было налажено во время поставок Су-30МКИ в Индию. Оно продолжилось, и сейчас, например, гироскопы российско-французской разработки устанавливаются на МиГ-29. Новое СП позволит качественно обслуживать самолеты с таким оборудованием. Его специалисты, по словам Джанджгавы, будут работать и над созданием авионики следующих поколений.

Вступили в заключительную фазу работы по российско-индийской крылатой ракете "БраМос", которая очень эффектно представлена на салоне. Успешно завершаются испытания и готовится серийное производство ракеты, портфель заказов на которую превысил миллиард долларов.

Руководитель холдинга "Сухой" и РСК "МиГ" Михаил Погосян сказал, что сейчас ракета адаптируется под истребитель Су-30 различных модификаций. Новое вооружение придаст самолету поистине фантастические боевее возможности. В рамках салона МАКС-2009 прошли межгосударственные переговоры по "БраМос", итоги которых позволят ускорить запуск ракеты в серию и продажу ее на мировом рынке вооружений.

Очень важные соглашения подписаны между Россией и Украиной. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков и и.о. министра обороны Украины Валерий Иващенко подписали соглашение о более активном продолжении работ по военно-транспортному самолету Ан-70. Фактически речь идет о завершении многолетней трудно понятной тяжбы и налаживании серийного производства Ан-70.

Машина уникальная, она очень нужна ВВС и МЧС как России, так и Украины. Есть у нее хороший экспортный потенциал.
Параллельно было подписано соглашение между АНТК им. О.К. Антонова и группой компаний "Волга-Днепр" о намерениях по совместному выведению на рынок чисто транспортного варианта - Ан-70Т.

Был подписан специальный протокол о более тесном сотрудничестве Запорожского предприятия "Мотор Сич" с российским ОДК (Объединенная двигателестроительная корпорация). В перспективе возможно создание единой российско-украинской финансово-промышленной группы по разработке и выпуску двигателей для вертолетов и самолетов.

Если "СухойСуперДжет-100" - звезда этого салона, то на МАКС-2010, вполне возможно, сверкать будут уже два самолета: перспективный пассажирский МС-21 и боевой перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) пятого поколения, который сейчас именуют как Т-50.

МС-21 вберет в себя все самое лучшее, что есть в мировой авиационной науке и передовых технологиях. Он будет создаваться в тесной кооперации с ведущими зарубежными фирмами. Сейчас идет выбор партнеров. Как раз на МАКС-2009 и прошли решающие переговоры и встречи, посвященные окончательному определению возможных участников очень серьезного проекта.

Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко заявил, что уже до конца года основные партнеры станут известны. За право разрабатывать двигатели для МС-21 бьются ведущие мировые фирмы. Впрочем, участие отечественных двигателестроителей в этом проекте станет обязательным.  Об этом заявил гендиректор ОДК Андрей Реус. У МС-21, скорее всего, будет два варианта двигательных установок - российская и зарубежная.

Прототип истребителя пятого поколения Т-50, как сказал главком ВВС Александр Зелин, сейчас проходит статические испытания. Возможно, происходит это на базе ЦАГИ в Жуковском. В конце текущего или в начале следующего года ПАК ФА поднимется в небо, а показать его смогут уже на МАКС-2010.

По словам Зелина, не меньшее, чем к истребителю пятого поколения внимание ВВС приковано к работам над перспективными беспилотниками. Эти машины в скором времени могут стать очень важной составной частью Военно-воздушных сил.

Озвучил главком и весьма интересную информацию о том, что начинаются работы по модернизации вертолета Ми-28Н в вариант Ми-28НМ. Интересно, конечно. Разрекламированный "Ночной охотник" только-только принят на вооружение, а уже требует глубокой модернизации. Как выяснилось у всепогодного "Ночного охотника" проблемы с полетами и ведением боя именно ночью и при плохих погодных условиях. Ми-28НМ этими недостатками обладать якобы уже не будет. Во сколько интересно обойдется налогоплательщикам окончательный вариант основного боевого вертолета Российской армии, который к моменту  доведения до кондиции морально полностью устареет?

В целом же ВВС и ПВО в ближайшие годы получат действительно новую технику, в том числе легкий штурмовик Як-130, в который почти естественным образом трансформируется учебно-боевой Як-130УБ. Пойдут в войска и Су-35, и Су-34, и МиГ-35, и вертолеты "Ансат", "Касатка", и многое другое, что на салоне МАКС-2009 представлено весьма наглядно.