Новости

20.08.2009 02:00
Рубрика: В мире

Хуже пиратов

По вине бизнесменов российские моряки оказались в китайской ловушке

Попавшие в китайский плен российские моряки с теплоходов "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский" обратились к президенту РФ Дмитрию Медведеву и Генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой помочь им вернуться на родину.

В сентябре прошлого года их суда, принадлежащие Арктическому морскому пароходству, зашли в китайский порт Шанхай для планового ремонта. Но в итоге оказалось, что судовладельцам нечем было заплатить китайским судоремонтникам. Поэтому теплоходы были арестованы до полного погашения всех задолжностей. А члены экипажей - всего 21 человек - фактически стали заложниками.

На протяжении последних пяти месяцев моряки не получали зарплаты. У них не только не хватает средств, чтобы самостоятельно вернуться на родину, но и элементарно нет денег на покупку еды и предметов первой необходимости. Корабли стоят полностью обесточенными, нет топлива, поэтому продукты питания моментально портятся. Питьевая вода поступает на борт нерегулярно.

Генеральное консульство РФ в Шанхае по мере возможности помогает соотечественникам, предоставляя еду, питье. Как рассказал "РГ" вице-консул российской дипмиссии Антон Горелов, "дипломаты поддерживают постоянный контакт с моряками, стараются облегчить их участь". "Были направлены соответствующие письма в правительство Республики Саха, министерство транспорта республики", - рассказал Горелов. Кроме того, сотрудники генконсульства связывались с владельцем судов - Арктическим морским пароходством. По словам дипломата, "в компании заверили, что вопрос будет решен в ближайшее время".

Комментарий

Текст: Елена Кукол

"Василий Ян" и "Профессор Воскресенский" действительно зарегистрированы под российским флагом и есть в российском реестре, подтвердили вчера "РГ" в минтрансе. Сейчас, говорят в министерстве, ситуация с ними анализируется.

А высокопоставленный источник в правоохранительных органах заявил корреспонденту "РГ", что окончательное решение о возбуждении уголовного дела по отношению к судовладельцу можно будет принять только после получения следственными органами всех необходимых документов.

Между тем судовладелец должен нести ответственность и за суда, и за экипаж, говорит главный редактор интернет-портала "Морской бюллетень" Михаил Войтенко. Правда, его обязанности по отношению к экипажу при форс-мажорных обстоятельствах должны быть прописаны либо в коллективном договоре, либо в индивидуальных контрактах.

Однако в любом случае судовладелец, который плохо обращается с экипажем, рискует репутацией, замечает эксперт. По словам Войтенко, Арктическое морское пароходство, которому принадлежат суда, до последнего времени было на хорошем счету. Это старая компания, и делать скоропалительные выводы, не зная точно ситуации, не следует, замечает эксперт.

Тем временем, по его словам, это не первый подобный случай с нашими судами в Китае. Недавно, тоже в Шанхае, из-за коммерческого спора было арестовано вместе с экипажем российское судно Orient Wind. После долгих судебных разбирательств его владелец был на грани отчаяния, хотел утопить теплоход прямо у причала.

Тем временем

Текст: Ольга Журман (Владивосток)

В Южной Корее в порту Пусан без средств к существованию остался экипаж корабля "Лифт 1". С первого месяца работы - судно вышло в море в феврале - людям ни разу не выдавали зарплату.

- Моряки уже обратились в профсоюзы, - объяснил Петр Осичанский, инспектор ITF (Международная федерация транспортных рабочих). - Сейчас совместно с корейскими коллегами мы планируем арестовать судно. Таким образом надеемся вынудить судовладельца вмешаться в ситуацию. Скорее всего, он подпишет мировое соглашение и погасит долги по зарплате. В противном случае он понесет колоссальные убытки, если судно выставят на аукцион. У "Лифта 1", как выяснилось, два собственника, которые никак не могут договориться друг с другом.

В мире Восточная Азия Китай Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Приморский край Владивосток