Министерство энергетики и ЖКХ Свердловской области объявило конкурс, цель которого - оценить, насколько эффективно уральские предприятия и организации выполняют распоряжение президента к 2020 году снизить удельную энергоемкость народного хозяйства на 40 процентов.
Участники состязания должны доказать, что экономично расходуют разные виды ресурсов на технологические и бытовые нужды, внедряют современное оборудование и технологии, используют вторичную переработку топлива.
Только будет ли чем хвастаться? По мнению участников "круглого стола", прошедшего в Екатеринбурге, энергоэффективность пока не является частью бизнес-стратегии большинства компаний, внятной энергетической политикой могут похвастаться единицы - в основном крупные промышленные холдинги. У остальных проекты носят случайный, хаотичный характер. Причина - недостаток подробной информации (помимо рекламной) об оборудовании российского производства, экспертах, которые могут провести грамотный энергоаудит и оценить мероприятия в комплексе. А также элементарная нехватка денежных средств при отсутствии государственного субсидирования технического перевооружения. Не заинтересованы уральские предприятия и в строительстве собственных энергоисточников, поскольку плата за подключение к системному оператору очень высока, на данный момент резервными мощностями обладает не более одного процента местных заводов (при среднеевропейских восьми процентах).
Но если промышленники еще хоть как-то мотивированы к внедрению ресурсосберегающих технологий, то у населения и бюджетных организаций вообще нет стимула экономить.
- Существующая нормативная база и негибкая система тарифицирования направлены на учет и штрафование, а не поощрение добросовестных потребителей, - замечает Владимир Шилов, председатель комитета по энергетике при свердловском отделении Союза промышленников и предпринимателей.
В итоге возникает замкнутый круг: коммунальщики и энергетики не заинтересованы в том, чтобы потребители начали экономить, так как это уменьшает денежные сборы, а граждане не проявляют активности в установке приборов учета, так как все равно потери в сетях, амортизация и прочее списываются на конечных потребителей.
Особенно заметно это в социальной сфере. По меткому сравнению одного из участников "круглого стола" Алексея Неплохова, директора научно-производственного предприятия, внедрение энергосберегающих технологий в школах и больницах напоминает игру в поддавки. Заключив договор с управлением здравоохранения или образования, специалисты начинают монтаж, но сталкиваются с элементарным непониманием процесса сотрудниками организации и отсутствием в ней грамотных специалистов.
Владимир Бегалов, директор государственного института энергосбережения, добавил, что действующее законодательство запрещает бюджетникам направлять сэкономленные средства на реинвестирование. Между тем только один процент сбереженного энерголимита - это порядка 40 миллионов рублей в год.
По словам Николая Данилова, заведующего кафедрой "Энергосбережение" Уральского технического университета, в России энергоемкость зданий в десять раз выше, чем в Германии, и в четыре раза выше, чем в Финляндии, схожей с нашей страной по климатическим условиям. Не менее 45 процентов ресурсов тратится на обеспечение теплом. Выбраться из "каменного века", по мнению профессора, поможет энергетический бюджет, вести который следует как на уровне региона, так и отдельных компаний.
В качестве примера он привел новый микрорайон Екатеринбурга, который стал экспериментальной площадкой для отработки современных энергосберегающих технологий. На всех домах здесь будут установлены приборы учета, регуляторы температуры, энергосберегающие лампы, специальные утеплители, снижающие потери. Блочный модульный теплопункт, созданный на одном из местных заводов, будет предотвращать излишний обогрев в холодное время года и автоматически поддерживать в зданиях определенную температуру в межсезонье. Все это позволит сэкономить до 30 процентов энергоресурсов. При этом координаторы эксперимента уверяют, что жильцы нового микрорайона будут платить за коммунальные услуги в два раза меньше, чем остальные екатеринбуржцы, а окупятся вложения в энергоэффективность в течение 20 лет.