С начала года количество малых и средних предприятий выросло в регионе на 10 процентов и составляет сейчас 155 тысяч. В них занято 720 тысяч человек.
Такие цифры прозвучали на недавнем совещании у губернатора Эдуарда Росселя, посвященном реализации антикризисных мер в хозяйственном комплексе области. При этом отмечалось, что увеличение доли малого предпринимательства в экономике региона, как ни парадоксально это звучит, в определенной степени порождено финансовым кризисом. Испытывая объективные трудности, крупные холдинги и корпорации избавляются от непрофильных активов, которые обретают хозяйственную независимость, умножая общее число мелких предприятий и фирм.
Надо сказать, оценивается эта тенденция по-разному. Власти, естественно, озабочены прежде всего социальными последствиями. Все ли преуспеют в самостоятельном рыночном плавании? Не увеличится ли в результате количество безработных, и без того весьма значительное? А вот экономисты отмечают дальнейшее стимулирование незрелого рынка. Точнее сказать, прогнозируют увеличение количества игроков и рост конкуренции.
В подтверждение депутат областной Думы Евгений Артюх привел корреспонденту "РГ" конкретные факты. В одном из моногородов области градообразующий металлургический завод создал целую сеть магазинов, на которые распространяются положенные ему по закону, как производственному объекту, льготные энерготарифы. Поэтому "заводские" торговцы имеют возможность продавать товары дешевле, чем их конкуренты, ставя тех в заведомо проигрышные условия.
У другой крупной металлургической компании еще более длинный шлейф непрофильных активов - от банка и консалтинговой фирмы до медиа-ресурсов и строительной организации. Все они в той или иной степени зависят от создавшей их корпорации.
- Многие крупные хозяйствующие объекты обросли такими активами, как корабли ракушками, - образно замечает депутат. - Избавление от них будет означать совершенствование рыночной среды. Скажем, рекламировать свою деятельность компании придется в сторонних СМИ, объективно помогая развитию медиа-рынка.
Вряд ли можно считать разукрупнение иных громоздких хозяйственных структур безоговорочным благом, ведь порой этот процесс вызван банкротством.
Но было бы неправильно упускать возникающие при "разводах" новые возможности, считают в Свердловском областном союзе промышленников и предпринимателей. Тем более что типичное разукрупнение в наше время - не что иное, как следствие нестабильной экономической ситуации и естественного стремления собственников минимизировать риски, дробя свой бизнес. Во многом это связано с тем, что во времена благоприятной экономической конъюнктуры предприятия набрали кредитов. Пришла пора платить по счетам, но ситуация ухудшилась, а банки неимоверно подняли процентные ставки. Тут поневоле станешь искать более выгодный вариант налогообложения.
К сожалению, некоторые собственники нарушают при этом налоговое законодательство. В Свердловском областном арбитражном суде и судах общей юрисдикции рассматривается несколько дел, порожденных попытками предпринимателей обезопасить бизнес путем незаконных манипуляций. Для этого чаще всего используется преднамеренное банкротство, когда имущество предприятия выводится по бросовым ценам в дочерние или афиллированные компании. В таких случаях интересы государства защищают правоохранительные органы, доначисляя недобросовестным участникам рынка невыплаченные ими налоги плюс денежные взыскания за противоправные действия.
- В целом происходящий сейчас процесс деления крупных бизнесов - явление позитивное, если при этом не нарушается законодательство, - подчеркивает Евгений Артюх. - Достаточно сказать, что антимонопольные меры осуществляются и федеральным правительством. Например, по инициативе кабинета министров разрабатывается закон о торговле, призванный ограничить монополизм крупных торговых сетей.
Как разъясняют в областном арбитражном суде, главным критерием обоснованности разукрупнения являются его цели. Сложилась уже судебная практика, согласно которой незаконными считаются шаги, предпринятые исключительно ради снижения налоговой нагрузки. Другое дело, если собственник совершает их одновременно и в целях модернизации и развития производства. Грань тонкая. Бывали случаи, когда налоговое ведомство усматривало в действиях собственника первую цель, а тот настаивал на другом. Споры разрешаются в суде. Так, недавно удалось доказать свою правоту одному из пищевых предприятий Богдановича, создавшему дочернее производство с одновременным монтажом там новых технологических линий. Налоговики пытались доначислить предприятию недоимку в размере 18 миллионов рублей, но суд признал деловой маневр пищевиков законным.
Уральские предприниматели используют множество не противоречащих закону приемов облегчения налогового пресса. Например, технологический процесс делят между несколькими исполнителями, работающими под единым брендом. Или оставляют основные фонды у юридического лица, которое сдает партнерам в аренду цеха вместе с оборудованием. Есть вариант, когда весь технический персонал числится на одном заводе, а работает на другом. Эти и другие методы используют для того, чтобы каждое заинтересованное юридическое лицо соответствовало критериям малого предприятия, имеющего налоговые льготы. Имеется в виду упрощенная система налогообложения, когда хозяйствующий субъект платит в казну только единый налог с оборота. На Среднем Урале он 15-процентный, а с начала 2010 года будет снижен до пяти: соответствующий региональный закон уже принят. К тому же дальнейшие послабления обещаны небольшим предприятиям федеральными властями, в частности, увеличение предельной годовой выручки с нынешних 30 миллионов рублей до 60 (правда, без учета коэффициента-дефлятора).
Примечательно, что на апрельском форуме малого бизнеса российский премьер предостерег от излишнего увлечения разукрупнением предприятий. Противостоять кампанейщине призвано четкое правовое регулирование. Но и тут все непросто. По словам юристов, если при преднамеренном банкротстве предприятия интересы кредитора защищает Налоговый кодекс, то при делении бизнесов правовая оценка базируется на большом количестве нормативных документов и анализе конкретной ситуации, зачастую субъективном. Отсюда повышенные требования к государственным арбитрам этого неоднозначного процесса.