20.08.2009 04:00
    Поделиться

    Громкие судебные дела в России будут рассматривать в концертных залах

    Российское правосудие станет выездным: люди в мантиях получат специальные "электронные чемоданчики", с которыми смогут проводить заседания где угодно.

    Это новшество поможет в том числе проводить и резонансные процесссы в более вместительных помещениях. Ведь не секрет, что часто на заседания по громким делам могут попасть далеко не все желающие. И дело не в закрытости. Может, судьи и рады были бы всех принять, да нет мест. По данным "РГ", в рамках проекта поддержки судебной реформы предусматривается разработка мобильных систем для работы судей. Программа финансируется при поддержке Международного банка реконструкции и развития.

    Электронные системы будут вести аудио- и видеопротокол заседания. А в будущем при необходимости судьи смогут связаться по видео с любой точкой страны, где есть видео-конференц-связь, естественно. С помощью аппаратуры судьи смогут заслушать, скажем, свидетеля из другого города, или допросить какого-то человека, находящегося в СИЗО или колонии. Возможно, он тоже сможет предоставить ценную информацию по делу, но привозить его под охраной на выездное заседание небезопасно. В обычных судах видеосвязь не новинка. Что касается мобильных комплектов, они пока в проектах.

    Люди в мантиях и сегодня не сидят на месте. Так что мобильные комплексы не запылятся в кладовках. Зато возможностей провести полноценное заседание станет гораздо больше, а в перспективе подобные системы сделают правосудие не только более открытым, но и доступным.

    Например, в стране масса мест, где суды очень далеки от народа. Чисто географически. Такие уголки есть и на Крайнем Севере, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Но людям важно, чтобы справедливость торжествовала и у них, в родных селениях. И здесь очень уместны выездные заседания. А видео-конференц-связь и "электронные чемоданчики" окажутся просто незаменимы.

    Теоретически люди в мантиях смогут выбирать и более просторные залы для резонансных процессов. Если техника позволяет, что помешает слушать громкое дело даже в большом концертном зале? Зато никто не обвинит суд в закрытости.

    Помнится, что-то подобное было раньше. Но теперь старые формы должны приобрести новое содержание. Ведь раньше открытые процессы устраивали с пропагандистской целью. Речь идет не только о громких делах 30-х годов. В советское время, да, пожалуй, и сейчас, иногда проводят выездные суды с так называемыми профилактическими целями. Например, в воинской части могут рассмотреть дело о дедовщине, чтобы на глазах у всех солдат отправить в дисбат или тюрьму распоясавшегося изверга-старослужащего. Однако эксперты возражают против профилактического подхода. Цель суда - разобраться в деле объективно. Показательной порки быть не должно. Допустим, вдруг выяснится, что армейский дед невиновен, что будет? Выйдет казус. Оправдать вроде как неудобно: не для того собрались. Отправлять в тюрьму неправильно - какое же это правосудие тогда? Поэтому сегодня выездные процессы нужны не для этого.

    А в самих дворцах правосудия электронные системы давно перестали быть новинкой. Сегодня многие процессы записываются на видео, а для граждан устанавливаются информационные киоски.

    прямая речь

    Александр Гусев, генеральный директор Судебного департамента при Верховном суде РФ:

    - Суды областного звена полностью оснащены средствами видео-конференц-связи для проведения кассационных и надзорных процессов с участием осужденных, содержащихся в следственных изоляторах. Это позволило обеспечить их право непосредственно участвовать в рассмотрении дел в кассационной инстанции, значительно сократить сроки рассмотрения дел.

    Система аудиопротоколирования хода судебного заседания внедрена более чем в 500 судах общей юрисдикции, и эта работа будет продолжена.

    В каждом регионе предусматривается создание информационно-справочных систем судов для предоставления доступа к публичной информации о них. Это позволит гражданам получать информацию о работе судов через обычную или мобильную связь, а также обеспечить санкционированный доступ к информации о ходе рассмотрения дела, жалобы и т.п. как в автоматическом режиме (самостоятельно без участия оператора), так и через оператора центра.

    Поделиться