В реализации основных направлений деятельности МВД России ведущее место отводится кадровой политике. В 90-е годы прошлого столетия в силу как объективных, так и субъективных факторов, состав органов внутренних дел оказался качественно ослаблен.
Министерство в тот период находилось в трудном положении: приходилось не только бороться с преступностью, защищая конституционные права и свободы гражданина и человека, но и преодолевать последствия социально-экономического кризиса, что не могло не сказаться и на кадровом обеспечении МВД. Обращение к человеку, уважение и защита его прав и свобод - социальный императив и необходимая предпосылка совершенствования кадровой политики. Это предполагает решение комплекса проблем, связанных с отбором, расстановкой, обучением и воспитанием личного состава, созданием устойчивого и высокопрофессионального кадрового ядра, способного эффективно решать самые сложные оперативно-служебные задачи.
Недавние трагические события в Республике Ингушетия свидетельствуют и о необходимости в подготовке "кадров постоянной готовности", способных противостоять незаконным вооруженным формированиям в районах с повышенной активностью криминального и террористического подполья.
1. Министерство внутренних дел 90-х годов XX столетия: опыт и уроки.
Министерство внутренних дел Российской Федерации - правопреемник МВД СССР. За годы Советской власти органы внутренних дел накопили огромный опыт правоохранительной деятельности. В 70-е и 80-е годы прошлого столетия были проведены важные преобразования: значительно укреплена структура научного обеспечения деятельности милиции, профессиональной подготовки и переподготовки кадров и воспитательной работы; сделаны первые шаги в области создания автоматизированной системы управления; сложилась служба участковых уполномоченных; укреплялась деятельность подразделений по профилактике правонарушений. Совершенствовались и формы взаимодействия с общественностью.
Необходимо отметить, что в МВД СССР имелась и годами отработанная система подбора кадров: в милицию отбирали лучших по рекомендациям общественных организаций и трудовых коллективов. Кандидаты имели жизненный опыт, службу в Вооруженных силах, производственный стаж. Действовал институт поручительства. Система в целом была застрахована от "случайных" и "посторонних" лиц.
Тогда же был наработан огромный опыт по борьбе с преступностью, соблюдения законности и обеспечения правопорядка в стране.
Однако к концу 80-х уже стали возникать локальные военные конфликты, начались криминальные "разборки" в борьбе за передел сфер влияния и общенародной собственности. Системный кризис, поразивший общество, экономику и государство, повлиял на различные сферы жизнедеятельности. По сути, ревизии подверглась вся система ценностей, и общество оказалось крайне разобщенным и индивидуализированным. В те годы деньги и экономический успех стали приоритетными, что создавало благоприятный фон для распространения коррупции.
После распада СССР компетенция МВД перешла к министерству внутренних дел - в начале РСФСР, а затем Российской Федерации. Многое из того, что отличало МВД СССР, в новых исторических условиях оказалось не востребовано. С "водой выплеснули и ребенка": значительная часть положительного опыта была утрачена, и лишь позже пришло понимание необходимости его возрождения.
Именно тогда прошла первая волна увольнений профессионалов и высококвалифицированных специалистов из органов внутренних дел.
К началу 90-х страна стояла на распутье, и каков будет исторический выбор, не знал никто. Это были годы формирования демократического общества и основ рыночной экономики. Движение вперед сопровождалось и негативными процессами: интернационализация преступности, потоки контрабанды, оружия, "живого товара" и нелегальных мигрантов, проникновение разного рода экстремистов и международных террористов через "прозрачную"
государственную границу. Новые виды преступности, такие как экономическая, организованная, транснациональная и наркопреступность, стали реальной угрозой безопасности для общества и государства.
Используя традиционные способы борьбы с преступностью, министерство оказалось не готовым к противостоянию новым видам преступлений. В результате задачи противодействия криминально-коррупционным угрозам решались не на упреждение, а в режиме реагирования по факту, с большим опозданием и не всегда результативно.
Экономический кризис затронул и качественный состав милиции. Утвердилась практика работы не с человеком, а с бумагами. Главной целью и критерием ее оценки стали формальные и количественные показатели. Нередко случались длительные невыплаты заработной платы, уровень денежного довольствия был низок, отсутствовало должное материально-техническое обеспечение несения службы при сохранении высоких требований к качеству ее выполнения. В результате в 90-е годы прошла вторая волна увольнений. Еще больше ослабило МВД отток опытных и квалифицированных сотрудников в коммерческие структуры, повлекший за собой снижение уровня профессионального ядра.
Демографический кризис, падение качества образования, процессы депрофессионализации общества существенно ухудшили условия рынка труда.
Возникли сложности и в деятельности кадрового аппарата. Необходимость сохранения МВД как системы привела к тому, что на службу принимались люди без специального образования и не всегда обладавшие высокими нравственными качествами. Порой системе навязывались вообще чуждые ей люди, по сути "скрытые конфиденты" влиятельных криминальных группировок. Состояние профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД отставало от требований времени и не всегда удовлетворяло запросам правоприменительной практики. Территориальные комплектующие органы снижали пороги требовательности к кандидатам на обучение. Тогда, в 1996 году, и был осуществлен первый набор слушателей в вузы МВД России на очно-заочную форму обучения, в рамках которой курсанты, после двухлетнего очного обучения по курсу среднего специального образования, выпускались и зачислялись на службу с присвоением первого офицерского звания. Практиковались также и ускоренные выпуски с сокращением обучения на один год. Естественно, качество такого образования оставляло желать лучшего.
Важно подчеркнуть, что министры в те годы выполняли свой долг в сложной обстановке и немало сделали для сохранения МВД как государственного института. Большинство сотрудников органов внутренних дел с честью несли службу, о чем свидетельствует значительное количество награжденных орденами, медалями и другими знаками отличия.
Были и потери. Так, с 1994 по 2004 год число погибших выросло с 1110 до 1653 человек (в 1,5 раза), количество ранений возросло с 3448 до 11 393.
2. Кадровая политика министерства в переходный период.
Новое столетие характеризуется стабилизацией социальных, экономических и политических отношений. Возникли устойчивые формы взаимодействия и диалога общества и власти, причем впервые за долгие годы возросло уважение к власти. Наполнились реальным содержанием и значительно окрепли институты демократии и открытого общества. На очереди стояла необходимость совершенствования федеральных органов государственной власти. Началось переосмысление духовных, религиозных, цивилизационно-культурных, моральных и политических ценностей. Значительно укрепился международный авторитет Российской Федерации. Страна обретала свое достоинство, стабильность и становилась полноправным членом авторитетных международных организаций.
В это же время возникали и новые угрозы, как для экономической безопасности государства, так и для национальных интересов страны: не снижалась преступность, росла активность международного терроризма. Усилилась опасность экстремизма, в деятельности которого отчетливо обозначилась связь с общекриминальной и организованной преступностью. Увеличились потоки нелегальной миграции. Возникали межнациональные конфликты, которые также реально угрожали обществу и государству.
Происходящие перемены в стране не находили должного отражения в деятельности МВД, которое по-прежнему было еще закрытым для общества. Перед министерством стояла важная задача - кардинально улучшить работу, ориентированную на общечеловеческие, гуманистические ценности с необходимостью защиты государственных интересов. Становилось все более и более очевидным, что "открытому обществу нужна открытая милиция", способная вести диалог с обществом, взаимодействовать с его институтами, выполняя свои непосредственные функции. Потребность поворота министерства лицом к человеку привела к необходимости анализа исходной ситуации.
Главным стал вопрос: какой милиционер нужен в новых условиях, как достичь того, чтобы профессиональный долг, честь и служебные обязанности стали нравственными ценностями и этической нормой сотрудника органов внутренних дел? Ответ на него содержался в объективном анализе милицейской действительности 90-х годов в общем контексте реалий переходного периода, их последствий в первой половине 2000-х.
Результаты этого анализа вскрыли многие болезненные проблемы. Это - достаточно широко распространенный стереотип милиционера, складывающийся под воздействием царивших в то время культа денег и силы, которые пропагандировались в СМИ, шоу-бизнесе, определенных слоях общества.
Сказывалось отсутствие качества, несовершенство методик в системе подбора кадров, а также мер ответственности руководителей за результаты работы.
Оставляла желать лучшего система контроля над качеством образования и, как следствие, выявлялось значительное количество поддельных дипломов, которые предъявлялись при поступлении на службу.
Произошло снижение требовательности к медицинскому и психофизиологическому отбору, проникали в милицейскую среду люди наркозависимые, профессионально непригодные к службе.
Ненадлежаще велась профилактическая и воспитательная работа. Формировались коррупционные и криминальные связи сотрудников милиции с представителями бизнеса и преступной среды.
"Отголоски" практики подбора кадров в переходные 90-е проявлялись и в том, что среди сотрудников милиции появились лица, страдающие наркотической и алкогольной зависимостью, связанные с криминальной средой, что нанесло немалый урон репутации органов внутренних дел и до сих пор вызывает негативное отношение и справедливую критику.
Административная реформа 2004 года в министерстве основывалась именно на результатах проведенного анализа и выводах, которые в последующем легли в основу совершенствования кадровой работы МВД, принятия ряда организационно-правовых мер повышению уровня образования милиционеров.
Были переосмыслены вопросы профессиональной подготовки кадров. На протяжении нескольких лет практически во всех службах и подразделениях органов внутренних дел наметилась положительная тенденция по укреплению профессионального ядра. Разработана ведомственная целевая программа "Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2011 года". Введена в эксплуатацию в 2006 году автоматизированная информационная система (АИС) "Профессиональная подготовка". Она направлена на повышение эффективности контроля и управления процессами организации переподготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел, проведение детального анализа и выявления факторов, влияющих на результативность деятельности кадровых аппаратов. Важным для работы кадровиков стало распоряжение МВД России в 2007 году "Об устранении недостатков в вопросах приема сотрудников на службу в органы внутренних дел".
В 2004-2008 годах основной приток кадров в органы внутренних дел был из представителей гражданских организаций, вооруженных сил и других силовых структур. Но его доля снизилась в 2004 году - 43,8 процента; 2005 году - 45,1 процента; 2006 году - 43,12 процента; 2007 году - 41,5 процента; 2008 году - до 43,1 процента. Как следствие - слабые профессиональные навыки и умения, которые требуются для решения оперативно-служебных задач.
В органах внутренних дел проходили службу люди, не имеющие необходимого юридического образования. За четыре года доля специалистов с юридическим образованием среди руководящего состава горрайлинорганов и основных служб хоть и возросла, но все же распределялась весьма неравномерно по различным его категориям. В 2008 году она колебалась от 34,6 процента в ГИБДД до 61,3 процента в БЭП. Исключение - следствие, где процент имеющих юридическое образование традиционно высок - 81,9 процента. В целом же динамика специалистов с юридическим образованием среди начальствующего состава (в процентах от числа работающих) выросла и соответственно в 2004 году - 42,4 процента; 2005 - 44,2 процента, 2006 - 45,5 процента; 2007 - 46,4 процента; 2008 - 47,1 процента. По состоянию на 2008 год число сотрудников с высшим и средним специальным образованием достигло 70,6 процента (2007 год - 69,2 процента). Высшее образование имеет 59,6 процента начальствующего состава МВД России (2007 год - 59,3 процента).
Однако все еще сохраняется потребность в сотрудниках с высшим юридическим образованием.
Высокая юридическая образованность и правовая культура должны стать неотъемлемыми качествами современного сотрудника органов внутренних дел, формируемыми образовательными учреждениями совместно с подразделениями кадрового аппарата МВД России.
К сожалению, некоторые выпускники высших учебных заведений МВД увольняются со службы в правоохранительных органах, предпочитая работу в других государственных учреждениях или коммерческих организациях. Так, в 2007 году от общего числа сотрудников, принятых на службу, 10,3 процента - выпускники образовательных учреждений органов внутренних дел (2008 год - 8,3 процента).
Анализ кадровой составляющей министерства подтверждает необходимость решительных мер по повышению квалификационного уровня и профессионального мастерства. Путь к этому - развитие ориентированного на практику образования, использование блочно-модульных методов получения соответствующих знаний, умений и навыков правоохранительной деятельности.
Преодоление кадровой деформации, связанной с издержками работы в условиях значительного некомплекта конца 90-х - начала 2000-х годов, включало и проблему большого количества поддельных дипломов, на основе которых были приняты на службу те, кто не имел на это право. Для решения этой проблемы в 2006 году была введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система (АИС) "Учет дипломов".
С выходом распоряжения "О проверке документов об образовании сотрудников ОВД" стали строже проверяться данные об образовании сотрудников ОВД. В результате проведенных проверок в 2008 году ежемесячно выявлялось в среднем более 100 дипломов (около 2-3 процентов от представленных документов), являющихся нелегитимными или имеющих признаки фальсификации.
Только с начала 2009 года проверено около 27 тысяч дипломов. Из них выявлено 129 фальшивых. Более 90 документов, вызвавших сомнения, не пропущено по линии Центральной аттестационной комиссии МВД России. Отказано в присвоении первого офицерского звания около 500 кандидатам.
Одним из итогов анализа 90-х пришло понимание последствий утраты института воспитательной работы. МВД перестало целенаправленно формировать "положительный идеал", "образец для подражания" в профессиональной среде. В управлении органов внутренних дел были утрачены социально-психологические основы. Как следствие, прекратилась кропотливая селекция жизненно необходимых профессионально-квалификационных, профессионально-этических, морально-волевых характеристик специалиста ОВД.
В 2004 году была начата целенаправленная работа по совершенствованию института воспитания в органах внутренних дел. В этих целях сначала были внесены изменения в действующую ведомственную нормативную базу. Позднее, в 2007 году, уже была принята Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом органов, подразделений и учреждений системы МВД России на 2007-2009 годы. Наряду с качественно новыми механизмом отбора и профессиональной подготовки кадров воспитательная работа стала третьим важнейшим звеном в системе "отбор - образование - воспитание".
Изучение и обобщение уроков прошлого позволили сделать важные выводы: дальнейшее развитие МВД России должно основываться на трех главных составляющих - законность, правопорядок и безопасность. Для их решения необходимо направить систему МВД на защиту интересов человека и гражданина, его конституционных прав и свобод.
Концептуальная платформа долгосрочного развития милиции в ХХI веке должна быть воплощена в формуле: "закон - человек - современные технологии". Средства реализации этой идеи лежат в плоскости освоения и введения новых, инновационных механизмов и технологий, образования, воспитания.
Объективная оценка состояния кадровой политики позволяет выделить и определить те направления деятельности, которые нуждаются в дальнейшем совершенствовании и развитии.
3. О приоритетах кадровой политики.
Развитие контрактной основы прохождения службы в органах внутренних дел является одним из основных приоритетов кадровой политики. Сотрудники органов внутренних дел оказывают обществу гражданско-правовые услуги правоохранительной направленности. Это возлагает на сотрудника органов внутренних дел дополнительную ответственность и усиливает мотивацию. Контракт, в целом, положительно влияет на качество деятельности.
Во-первых, сотрудник органов внутренних дел рассчитывает на социально-экономическую защищенность. Во-вторых, контракт - стержневое явление рыночной экономики, и защищает не оторванные от общественной жизни интересы, а насущные потребности всех его участников, что позволяет обрести им комфортное психологическое состояние и эффективно осуществлять свою деятельность. В-третьих, к профессии "милиционер" предъявляются самые высокие требования, так как он является представителем власти, постоянно сталкивается с проблемами граждан и призван ежедневно обеспечивать их безопасность.
Немаловажное значение при отборе кандидатов на службу в органы внутренних дел имеет институт поручительства. Он вводится не впервые. Но использование в качестве поручителей людей среднего и старшего возраста, которые еще помнят, как относились к выбору профессии представители старшего поколения, значительно ограничит прием в органы людей, не мотивированных и не готовых к служению Отечеству.
Об этом необходимо помнить не только при приеме на службу, но и при формировании кадрового резерва. Резерв управленческих кадров - сравнительно новый институт, позволяющий на всех уровнях государственной власти целенаправленно, по объективным и прозрачным критериям отбирать и выдвигать на руководящие должности наиболее подготовленных, образованных, деловых и достойных людей. Сегодня министерство как никогда заинтересовано в назначении руководителей, способных претворять новые социальные идеи и модели.
Для этого в 2007 году создана многоуровневая система формирования федерального кадрового резерва МВД России, предусматривающая применение мер ответственности за исполнение соответствующих управленческих функций и организационно-кадровых решений. Расширяется практика кадровых назначений из резерва, нормативно закрепляются способы контроля и ответственности соответствующих руководителей подразделений и их кадровых аппаратов. В мае 2009 года регламентирована разработка квалификационных требований к должностным категориям руководящего состава органов внутренних дел.
Также совершенствуется институт аттестации руководителей и сотрудников, который стал достаточно действенным инструментом обеспечения качества отбора и назначения на должности. С 2008 года в министерстве внедряется механизм реализации конкурсных начал в деятельности аттестационных комиссий. Утвержден официальный Регламент работы аттестационной комиссии МВД России по вопросам федеральной государственной гражданской службы.
Постоянный риск и напряжение сотрудника внутренних дел, связанные с особенностями его профессиональной деятельности, требуют усиленной психофизической устойчивости. Поэтому профилактика с использованием методов своевременной психологической помощи становится повседневной практикой в работе с личным составом.
С 2004 года положено начало системной работе по психологическому обеспечению деятельности МВД. Введена комплексная Программа медико-психологического обеспечения сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, выполняющих задачи на Северном Кавказе. В Центре обеспечения кадровой работы МВД России создано подразделение социально-психологических исследований, который проводит непрерывный мониторинг информации о состоянии социально-психологического климата в органах внутренних дел, анализ и прогнозирование ситуации в отдельных служебных коллективах, готовит предложения и рекомендации по совершенствованию работы.
Систематически проводится профессионально-психологическое обследование сотрудников. Ежегодно психологами оказывается помощь свыше 160 тысячам милиционеров и членам их семей, из них более 20 тысячам человек, возвратившихся из Северо-Кавказского региона или выполнявших служебные задачи в экстремальных условиях. В 2008 году психологами проведено 21 465 социально-психологических исследований, выявлено 367 руководителей, не соответствующих занимаемым должностям.
Осуществляется работа и по психологической реабилитации сотрудников. В целях оптимизации социально-психологических процессов в органах внутренних дел только в 2008 году психологи провели более 2,5 тысячи мероприятий по разрешению конфликтных ситуаций, выявленных в служебных коллективах.
При поступлении на службу в органы внутренних дел или на учебу в образовательные учреждения системы МВД России, в рамках профессионального психологического отбора устанавливается соответствие кандидата требованиям профессиональной пригодности. При прохождении медицинского освидетельствования в истекшем году было отклонено около 53,4 тысячи кандидатов на службу. При психофизиологической диагностике при приеме на службу или при смене должности каждому десятому лицу отказано в приеме на службу по заключению психологов органов внутренних дел: в 2007 году - 15,6 тысячи человек, то есть - 11,4 процента, в 2008-м - 15,4 тысячи, 11,2 процента.
Психологическое тестирование абитуриентов-2009 в вузы МВД России (по предварительным данным) позволило выявить более 500 человек группы риска, то есть людей, профессионально и психологически непригодных для службы в органах внутренних дел. Сегодня только образовательные учреждения МВД России при отборе кандидатов на обучение проводят мероприятия по установлению наркозависимых лиц. Так, в период с 2005 по 2008 год - число абитуриентов с положительным тестом на употребление наркотиков увеличилось на 77,9 процента, в этом году выявлено, по предварительным данным, 65 человек.
В ближайшее время предстоит и переход к использованию полиграфа - детектора лжи - в работе с кадрами. Он уже применяется в 24 подразделениях по работе с личным составом МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, 2 УВДТ, 9 образовательных учреждениях МВД России и 44 центрах психофизиологической диагностики. На их базе в 2008 году обследовано более 9 тысяч человек. Ежегодно по результатам проведенных психофизиологических исследований с использованием полиграфа выявляются люди, скрывающие информацию о приеме психотропных или наркотических средств в немедицинских целях и злоупотреблении алкоголем, о корыстных мотивах поступления на службу, о фактах совершения правонарушений и связях с криминальными структурами.
В целях предотвращения повторных попыток поступления на службу или учебу уличенные в употреблении наркотиков заносятся в специальный реестр. Сейчас этот реестр содержит сведения более чем о 6 тысячах человек, кому отказано в приеме на службу по дискредитирующим обстоятельствам.
В органах внутренних дел осуществляются мероприятия по совершенствованию воспитательной работы с личным составом. В 2005 году были внесены существенные изменения в организацию воспитательной работы. Реализуется Программа комплексного реформирования системы организации работы с личным составом на 2007-2009 годы. Принят Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел, разрабатывается проект ведомственной целевой программы "Реформирование системы работы с кадрами и профессионального образования МВД России на период до 2012 года", возрождается наставничество с опорой на ветеранское движение.
Новые ориентиры кадровой политики МВД России - принципиальный поворот на воспитание профессиональных и морально-этических качеств сотрудника, качественное улучшение всей системы кадрового обеспечения органов внутренних дел.
В качестве первоочередных министерство выделяет несколько ключевых ориентиров, которые уже последовательно реализуются в настоящее время.
Это - разработка и совершенствование модели специалиста XXI века и ее последовательная реализация, интеллектуализация правоохранительной деятельности на основе внедрения технологических, телекоммуникационных инноваций в системе научного, аналитического и образовательного обеспечения. Создание необходимых материальных и финансовых условий для обеспечения общественного престижа и конкурентоспособности профессии на рынке труда, развитие и совершенствование социального пакета для сотрудников органов внутренних дел. Формирование осознанного отношения к профессиональному долгу, нормам этики и морали.
Суть профессии сотрудника милиции - это работа с Человеком и во имя Человека. К таким же профессиям относятся профессии врача, который сохраняет жизнь и здоровье, и учителя, который несет знания о мире. И когда эта триада профессий станет одинаково уважаемой и востребованной, это несомненно приведет к оздоровлению общества и переосмыслению его духовных ценностей.