Более 500 российских моряков стали заложниками в разных портах мира из-за конфликтов, в которые попали судовладельцы.
Один из последних случаев получил широкую огласку с помощью телевидения. Как вчера писала "РГ", два российских судна "Василий Ян" и "Профессор Воскресенский" арестованы в Шанхае за долги компании-судовладельца. По словам моряков, им с апреля не платят зарплату, у людей кончились деньги, еда. Моряки в отчаянии, что не могут вернуться домой.
Вчера нам удалось выяснить, что 100 процентов акций Арктического морского пароходства (АМП), за которым числятся эти суда, принадлежат правительству Якутии. Об этом корреспонденту "РГ" сообщил представитель АМП в Находке Юрий Верещагин.
"Руководитель пароходства Валерий Степанов неоднократно ставил перед правительством республики вопрос о тяжелом финансовом положении компании в принципе и о ситуации с судами, застрявшими в Шанхае, - рассказал Верещагин. - Глава республики своим постановлением распорядился выделить деньги целенаправленно на погашение долга китайским судоремонтникам, однако банки деньги не дают. Необходимо заплатить 1,4 миллиона долларов.
Мы ищем способы, как вывести из Шанхая суда. Сейчас рассматривается вопрос о продаже "Василия Яна" с тем, чтобы забрать "Профессора Воскресенского". Но процесс этот небыстрый.
Что же касается того, что кто-то из моряков не может вылететь на родину, то отношу это к тому, что один-два человека в экипажах чудят. У моряков есть контракт, его надо выполнять. Те из них, кто сейчас в Шанхае, не в сентябре 2008 года туда прибыли, а присланы на замену другим морякам. По мере подготовки сменных экипажей стараемся менять людей. Ситуация с судами назрела не вчера, но никто людей не бросает, у них есть и вода, и продукты".
Тем временем, как сообщила "РГ" старший помощник прокурора Республики Саха (Якутия) Майя Матвеева, по факту длительной невыплаты заработной платы экипажам находящихся в Шанхае теплоходов будет проведена проверка.
В свою очередь, заместитель председателя республиканского правительства Анатолий Скрыбыкин в интервью "РГ" рассказал, что для выхода из сложившейся ситуации cоветом директоров ОАО "Арктическое морское пароходство" предприняты меры с учетом финансового состояния компании, в отношении которой введена процедура внешнего наблюдения. "7 августа принято решение о реализации девяти старых судов пароходства - это позволит снять напряженность с находящимися в Шанхае теплоходами и их командами", - пояснил Скрыбыкин. Уже проведена независимая оценка этих судов, ведутся переговоры с потенциальными покупателями. Задолженность экипажам по заработной плате частично погашена, оставшаяся сумма (1,55 миллиона рублей) будет выплачена в ближайшие дни. "19 августа китайской стороне перечислены необходимые деньги для обеспечения моряков продуктами, топливом и питьевой водой", - проинформировал Скрыбыкин.
Как пояснил "РГ" президент Российской ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин, в данной ситуации не действует международное морское право. Единственный способ решить проблему - подать в суд на судовладельца. Причем в городе, где расположена его штаб-квартира, то есть в Тикси.
Кроме того, если даже у экипажа заключен контракт, а владелец не выполняет своих обязательств по выплате зарплаты и обеспечению едой, то моряки имеют право покинуть судно, подчеркнул он.
Другой момент, что деньги на дорогу домой им могут прислать только родные и близкие. Ведь ни у профсоюзов, ни у консульств нет особых полномочий оплачивать им дорогу. Конечно, если моряки являются членами профсоюза, то они могут рассчитывать на адвокатскую поддержку профсоюзов. Как уточнили в Российском
профсоюзе моряков, самым действенным способом решить проблемы с судовладельцами остается обращение в транспортную прокуратуру.
Тем временем
По данным аналитического агентства "СиНьюз", в последний год, когда начались финансовые проблемы у компаний, стало больше судов-заложников. Суда с российскими командами стоят у побережья Африки, Мальты, Болгарии, в Польше, Греции, Португалии. Заложниками ситуации при этом стали более 500 российских моряков. Причины разные, в том числе и арест за долги судовладельца или оператора поставщикам услуг.