В Жуковском завершил работу авиасалон МАКС-2009

В праздничную церемонию коррективы внесла погода. Вопреки прогнозам синоптиков, обещавших в воскресенье солнечный день с температурой воздуха почти в 25 градусов, было холодно и пасмурно. Аэродром ЛИИ им. М.М. Громова, на котором развернута экспозиция, с утра затянуло туманом, низкие тучи вот-вот готовы были разразиться дождем.

Распогодилось лишь к полудню, и воздушная феерия началась в два часа дня. Увы, смещение по времени и не очень хорошие метеоусловия скомкали программу показа. Не все, что традиционно показывалось в день закрытия и что планировалось на этот день, увидели воскресные гости МАКС-2009. Даже зарубежные пилотажные группы из Италии и Франции не смогли показать все, на что способны.

Зрителей в период дней общих посещений (пятница-воскресенье), на удивление, оказалось не очень много - чуть больше ста тысяч, если судить по количеству проданных билетов. В позапрошлом году столько человек приходило каждый день. Увы, МАКС-2007 всем запомнился просто ужасающей неорганизованностью, многочасовыми автомобильными пробками и огромными очередями при проходе на салон. Одни просто не рискнули повторить те мучения. Других оттолкнула цена билетов. Семейное посещение МАКС-2009 стоило несколько тысяч рублей, и это не считая очень дорогого питания на салоне. Да и пасмурная погода тоже не располагала к отдыху на летном поле, продуваемом всеми ветрами.

Между тем, организаторы нынешнего салона постарались максимально облегчить и упорядочить доступ на МАКС-2009. Автомобильные потоки отсекались задолго до территории ЛИИ, поэтому автобусы-челноки, перевозившие зрителей, доезжали до проходных на МАКС очень быстро.

Наконец-то, организаторы догадались разделить потоки профессиональных участников салона и простых посетителей. И VIP-гостям, а также тем, для кого салон в Жуковском - место напряженной работы, не пришлось томиться в общих очередях для того, чтобы попасть в свои шале и на стенды.

Тем не менее, само поведение охраны оставляло желать лучшего. Нельзя с одними и теми же мерками подходить к академикам, генеральным конструкторам, солидным представителям зарубежных корпораций и плохо управляемым фанатам. Не очень красиво смотрелось, когда седовласых корифеев отечественного (и зарубежного) авиастроения, стоящих с поднятыми руками, натуральным образом обыскивали уже после того, как они прошли через рамку металлоискателя - так, на всякий случай. Можно было наблюдать, как у офисных работников отнимали папки с канцелярскими принадлежностями, так как не положено проносить на общественные мероприятия колюще-режущие предметы. У миловидных стюардесс, которые тоже участвовали в некоторых программах салона, без разговоров изымали маникюрные принадлежности. Безопасность - безопасностью, но должны быть все-таки какие-то рамки разумного приличия. Ни в Ле Бурже, ни на Фарнборо таких строгостей даже представить невозможно.

Со следующего года практически полным хозяином выставочных площадей на территории ЛИИ им. М.М. Громова станет транспортно-выставочный комплекс (ТВК) "Россия". Помимо МАКСа здесь будут проходить выставки вооружений и военной техники сухопутных войск, показы техники МЧС и многого другого. ТВК, как заверяют организаторы,  сможет работать круглогодично, а не только летом. Остается надеяться, что режим безопасности ТВК останется на высоком уровне, но не будет столь жестким и бесцеремонным, как сейчас. Мировой опыт свидетельствует - добиться этого вполне возможно. 

Главным итогом МАКС-2009 стали даже не многомиллиардные  контракты, подписанные в ходе салона, а четко обозначенные перспективы дальнейшего развития отечественной авиапромышленности.

Пассажирские лайнеры будущего будут разрабатываться в тесной международной кооперации. "СухойСуперДжет-100" доказал эффективность такого подхода. Сейчас идет активный поиск зарубежных партнеров российского магистрального самолета нового века - МС-21.

Получило новый импульс российско-украинское авиастроительное сотрудничество. Прекрасный пассажирский самолет того же класса, что и "СуперДжет-100", Ан-148 на МАКС-2009 получил свои преференции. Эту машину будут выпускать в Воронеже и активно продвигать на мировой рынок, в том числе и российские компании, специализирующиеся на таком роде деятельности.

Подписано соглашение о завершении работ по военно-транспортному Ан-70. Вполне возможно, что в ближайшие два-три года этот прекрасный по характеристикам самолет займет достойное место в авиапарках ВВС, МЧС и авиационно-транспортных компаний.

Свой импульс получило и российско-украинское сотрудничество в выпуске авиационных двигателей. Здесь нашим главным партнером было и осталось запорожское предприятие "Мотор Сич".

Даже в некогда совершенно закрытой для иностранцев военной сфере все большее развитие получает международная кооперация, что опять же было заявлено на МАКС-2009. На салоне ярко демонстрировалась российско-индийская крылатая ракета "БраМос". Было объявлено о скором создании российско-французского СП в области авионики, которое будет работать большей частью в военной сфере.

Наконец, истребитель пятого поколения, летные испытания которого вот-вот начнутся, в окончательном виде, скорее всего, будет реализован как российско-индийский проект. 

И вполне возможно, основными экспонентами будущего МАКС-2011 станут совместные предприятия,  а настоящими звездами салона - реализованные совместные проекты, как мы надеемся, прорывные.