На МАКСе международная компания "Экскалибур Алмаз" представила новый международный проект, созданный для космических полетов в интересах коммерческих заказчиков.
В его основе лежит усовершенствованный вариант многоразового возвращаемого аппарата космического пилотируемого комплекса "Алмаз", созданного и испытанного НПО Машиностроения еще в начале 1970-х годов. К сожалению, в свое время по разным причинам этот аппарат так и не получил практического применения. А сегодня проект объединяет опыт российских космических технологий с международным частным предприятием, предлагая услуги по осуществлению орбитальных космических полетов заказчикам по всему миру. Показательно, что помимо НПОМаш, техническую поддержку в нем будут оказывать аэрокосмические фирмы из США, Европы и Японии.
- Создавал космический комплекс "Алмаз" известный конструктор Челомей, - рассказывает начальник проектного отдела НПО Машиностроения Лев Тарарин. - Было девять беспилотных стартов. Могли уже и пускать экипаж до трех человек. Образец, который был представлен на прошедшем МАКСе, летал в космос два раза. Есть еще один, который летал трижды. Но осталось на сегодня, что называется, и полное "новье" - аппараты, которые ни разу не летали.
То есть научный задел от "Алмазов" - блестящий. И его решили использовать. Как говорят специалисты, на "хороший скелет мясо всегда можно наложить". Планируется, что космический аппарат будет совместим с несколькими ракетами-носителями и что его будет можно запускать не только с "Байконура", но и c других космодромов.
Владимир Титов, летчик-космонавт, советник компании "Экскалибур Алмаз":
- Проект основан на возвращаемой капсуле "Алмаз",что очень важно. Это дешевле с каждым пуском. Она может не только применяться для доставки экипажа на станцию, а также для доставки и спуска грузов. Причем последних - до 500 кг. Почему долгие годы техника была невостребованной? Это отголоски своеобразной конкуренции еще с советских времен. Спускаемый аппарат имеет уникальную аэродинамику, теплозащита восстанавливается. Технология отработана. Я не вижу ни одной компании, у которой был бы уже готовый подобный аппарат, прошедший тестирование и летавший в космос. Которому не нужны дополнительные испытания.
В полет отправится экипаж из трех человек. Один - обязательно профессиональный космонавт. Где будут готовиться? Вопрос прорабатывается.
Когда компания планирует недельные орбитальные полеты? Согласно прогнозам компании, c 2013 года проект может расширяться, дополняться, увеличиваться. Будут разрабатываться программы космических полетов не только в интересах туристов, но и для доставки грузов, проведения научных экспериментов по заказам государственных и образовательных учреждений.
Сколько это стоит
Суборбитальные космические туры, которыми занимаются некоторые западные фирмы, предлагаются сегодня от 100 тыс. долларов.
За удовольствие увидеть Землю очередной космический турист на МКС заплатил, по подсчетам экспертов, не менее 50 млн долларов. Его предшественник - американский бизнесмен венгерского происхождения Чарльз Симони, который весной этого года слетал на МКС во второй раз, заплатил за свой полет 35 млн долларов.