Государство сделало еще один серьезный шаг в борьбе с коррупцией. Вчера вступил в действие так называемый второй антимонопольный пакет законов. За его нарушения предусмотрены огромные, до сотен тысяч рублей, штрафы, дисквалификация чиновников до трех лет, а за участие в картельных сговорах - внушительные сроки лишения свободы.
"Наиболее грозным наказанием является дисквалификация, которую чиновник любого уровня может получить по решению суда, если допустит соответствующее нарушение антимонопольного закона, - считает глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. - Если же чиновник вступит в сговор с коммерческой компанией, то это уже будет квалифицироваться как картельная деятельность, то есть преступление, которое будет караться тюремным заключением".
Доказать картельный сговор по-прежнему остается самой сложной задачей. Новых полномочий у антимонопольной службы не появилось, однако глава ФАС рассчитывает на активную помощь в этом деле министерства внутренних дел и прокуратуры, с которыми ведомство заключило соответствующие соглашения. И все же обновленное антимонопольное законодательство дает ФАС дополнительные возможности для доказательства фактов монопольного завышения цен и сговора компаний. В частности, теперь в законодательстве содержится точное определение монопольно высокой цены. Ею признается такая цена, которая снижается значительно медленнее, чем мировые цены на соответствующую продукцию. В первую очередь это касается цен на рынке топлива.
Игорь Артемьев заявил, что не исключает возможности возбуждения новых дел в отношении нефтяных компаний, пользуясь уже новыми законодательными нормами. По его мнению, рост цен, который сейчас наблюдается в рознице и опте, неадекватен. "Мы хотим предостеречь нефтяные компании от дальнейшего повышения цен. Если понадобится, мы можем возбудить третью серию дел, но уже после того, как вступит в силу новый антимонопольный пакет, - пообещал Артемьев. - Пока мы такого решения еще не приняли, но мы хотим обратить внимание нефтяных компаний "большой четверки", чтобы они еще раз пересмотрели политику своих оптовых цен". Глава ФАС также предупредил генерирующие компании о последствиях монопольного повышения цены на электроэнергию в связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС. Он сообщил, что ведомство с особым вниманием следит за ценами на электричество и в случае их необоснованного повышения будет возбуждать дела в отношении недобросовестных компаний. Он пояснил, что в каскаде станций последняя, так называемая "запирающая станция", по сути, формирует конечные цены на всем рынке. Поэтому антимонопольщики проводят с такими станциями "разъяснительную работу". Если эти запирающие станции воспользуются своей технической возможностью установить монопольные цены, то ФАС будет вмешиваться, пообещал ее глава.
Революционным новшеством, главным системным решением назвал Игорь Артемьев электронные торги по госзаказу. Сейчас, по его словам, у нас все торги начинаются со сговора чиновника-заказчика и компании, в пользу которой всеми правдами и неправдами отдается лот. Кроме того, есть случаи, когда компания угрожает конкурентам, требуя, чтобы они не приходили на тендер. Анонимность участников исключит подобные ситуации. Если же электронная площадка преждевременно раскроет информацию об участнике аукциона заказчику, то к ней будут предъявляться очень серьезные санкции, вплоть до отстранения от электронных торгов.
Игорь Артемьев готов к тому, что, когда система электронных торгов заработает в полную силу (а случится это уже в будущем году), требование анонимности участников торгов встретит серьезное сопротивление чиновников. Но если удастся ее сохранить, то, по мнению главы ФАС, "система госзаказа станет значительно чище".