25.08.2009 01:00
    Поделиться

    Семен Эпштейн: Могильщиками девелоперов напрасно огульно считают все банки

    Не так давно в СМИ активно обсуждалась тема исчезающих профессий и видов бизнеса. Среди них назывались производство пленочных фотоаппаратов, компакт-дисков, копилок и пр. Если бы такая дискуссия завязалась сейчас, на фоне кризиса, то в этот список можно было бы смело включить и девелопмент.

    Застройщики в России все последние годы строили не только жилые дома и бизнес-центры, но и финансовые схемы, рассчитанные на неуклонный рост цен, обгоняющий расходы на привлечение средств (такие схемы иногда называют финансовыми пирамидами, что не совсем верно). Сегодня эти "построения" обрушились и погребли под собой целую отрасль. Но дело в том, что и под обломками все чувствуют себя по-разному.

    О. Бендер знал четыреста сравнительно честных способов отъема денег. Сколько способов уклонения от уплаты долгов с одновременным выведением активов из обанкротившихся компаний может быть найдено в рамках действующего законодательства о банкротстве - покажет ближайшая судебно-арбитражная практика. Увы! - они уже начали применяться. Ведь, как говорится, долги платят только трусы. Можно дальше развивать эту мысль, но, как пишут обычно авторы статей о вреде наркотиков, "рецепт приготовления препарата хотя и знаем, но не публикуем по этическим соображениям".

    Могильщиками девелоперов совершенно напрасно огульно считают все банки - им порой не позавидуешь. Получить вместо "живых" денег от компаний-должников низколиквидный, обвешанный долгами недострой вкупе с необходимостью как-то управлять дальше всеми этими сложнейшими непрофильными проектами - сомнительная удача.

    Другое дело, когда кредитор изначально настроен на то, чтобы войти в бизнес и получить над ним контроль. Для таких "инвесторов" сейчас сложилась максимально благоприятная ситуация, и некоторые банки и инвесткомпании имеют все шансы стать заметными игроками на рынке недвижимости, где раньше они замечены не были.

    Еще один вариант развития событий может рассматриваться самостоятельно, а может быть продолжением двух вышеперечисленных - это ситуация, когда находится третье лицо, которое заинтересовано в том или ином строительном активе и которому этот актив в конечном счете перепродается. В этом случае кредитору нет никакого резона начинать переговоры с заемщиком о реструктуризации даже самого небольшого долга: проще сразу забрать этот актив под потенциального покупателя. Захватывающие дух перспективы для рейдерских захватов! Но и здесь приходится промолчать, чтобы не превратить эту колонку в письменное пособие для недружественных поглощений и захватов, базирующихся на законных методах. Кстати, как вы понимаете, последнее относится не только к девелопменту: передел рынка коснется всех без исключения отраслей. Следите за новостями!

    Поделиться