Минэкономразвития подготовило проект плана по стимулированию инновационного сектора на 2009-2010 годы. Сделано это в рамках реализации основных направлений деятельности правительства РФ до 2012 года. На мой взгляд, данный документ от его многочисленных предшественников отличает ярко выраженная целенаправленность, системность и конкретность выделения приоритетов инновационной активности предприятий, заслуживающих государственной поддержки.
Ясно, в какое время мы живем. Минфин прогнозирует устойчивость сравнительно высоких цен на нефть в течение ближайших двух лет. Этот "подарок" конъюнктуры мирового рынка крайне важно использовать для переформатирования нашей экономики, развивая экспорт дорогостоящих углеводородов, сократить их потребление на внутреннем рынке. Ни для кого не является секретом, что по показателям ресурсоемкости, в том числе энергоемкости, в частности, нефтеемкости российская продукция "тяжелее" очень многих зарубежных аналогов. С таким обременением для нашей конкурентоспособности проект программы предусматривает покончить, обращая особое внимание на энергоэффективность и энергосбережение (включая разработку новых видов топлива).
Не стоит, однако, сбрасывать со счетов "хорошо забытое старое". Имеется в виду незаслуженно подвергшийся в начале 90-х годов гонениям из топливного баланса страны уголек.
По мнению многих экспертов, которое я всецело разделяю, вполне реально увеличить за счет инноваций долю углесодержащих топлив до 30 вместо нынешних 19 процентов. Пора в широких масштабах заняться газификацией углей и торфа для получения энергетического газа и метана. Технологии, необходимый задел, опыт практического использования нуждаются в минимальном импульсе для реализации в заслуживающих того размерах.
Будучи человеком не чуждым изобретательству и коммерции, я конечно же двумя руками "за" обеспечение льготного доступа для инноваторов к объектам интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству, созданным до вступления в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ. Действительно: "данная мера может значительно расширить круг инноваторов - физических и юридических лиц, способствовать быстрому введению в хозяйственный оборот не используемых в настоящее время результатов интеллектуальной деятельности". Все это, по моему глубокому убеждению, должно осуществляться только с разрешения заказчика. Иными словами, надо заниматься только теми инновациями, которые востребованы рынком. В противном случае госпреференции легко превратятся в индульгенцию для недобросовестных людей.
Есть, конечно же, в плане и другие пробелы и шероховатости, которые довольно просто "отрихтовать" в ходе обсуждения и принятия. Правда, иногда они оказываются вне компетенции исполнительной власти. К примеру, в ряду антикоррупционных мероприятий, оказывающих влияние на инновационный климат, следовало бы предусмотреть в законодательстве снижение налогов для фирм и корпораций, отказавшихся от использования в финансовой практике так называемых офшорных схем и других инструментов налоговой "оптимизации".
До Москвы далеко... Пока ни один из моих многочисленных добрых знакомых руководителей машиностроительных предприятий, попавших в известный перечень господдержки, не порадовался, что бюджетные средства дошли до конечного адресата.
Региональный уровень поближе будет. На мой взгляд, принципиально важно принятие субъектами Российской Федерации программ по стимулированию инновационной деятельности предприятий независимо от форм собственности с выделением финансовых ресурсов из региональных бюджетов. Насколько мне известно, такое решение законодательно оформлено только в Красноярском крае и уже работает.
В целом программа, подготовленная минэкономразвития, вызывает искреннее уважение к готовившим ее специалистам. Но мучает проклятый вопрос: не будут ли эти меры растоптаны другими чиновниками, для которых нефть - "это наше все"?