Все три уровня системы автоматической безопасности на Саяно-Шушенской ГЭС не сработали. Об этом вчера сообщил журналистам глава Ростехнадзора Николай Кутьин.
А до этого он говорил, что в развитии аварии, не исключено, присутствовал и человеческий фактор.
По словам Кутьина, первый уровень должен был автоматически снизить обороты движения турбины. Второй - повернуть лопатки, чтобы ограничить поток воды к турбинам. Третий предполагал закрытие аварийных водоводов на уровне верхнего бьефа. "Но ни одна из этих систем не сработала. Затворы пришлось закрывать вручную", - пояснил глава Ростехнадзора. Кстати, задвижки верхнего бьефа сотрудники станции после аварии задвигали вручную почти двое суток. Причем система не среагировала не только на втором, но и на седьмом, и на девятом агрегатах.
Что касается человеческого фактора, то пока говорить о нем как о причине аварии нельзя, заметил Кутьин. Но в развитии кризисной ситуации он, по всей видимости, присутствовал. И пояснил, что Ростехнадзор оценивает время "прохождения аварии" в один час семь минут. И это, по словам Кутьина, во многом связано с деятельностью персонала станции по ее ликвидации.
Так что пока у Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в качестве основной версии разрушения машинного зала Саяно-Шушенской ГЭС остается сбой системы автоматизированного контроля. Как подчеркнул Николай Кутьин, версии о теракте и гидроударе не подтвердились.
По его словам, 17 августа Россия пережила аварию, по мощности выброса энергии превосходящую чернобыльскую в четыре раза. Если откинуть в сторону экологические последствия Чернобыля, а принять во внимание чистую математику, то при аварии на Чернобыльской АС "рванул" реактор мощностью 1 гигаватт. На Саяно-Шушенской ГЭС одним ударом высвободилась мощность 4,4 гигаватта, полностью разрушив почти все гидроагрегаты и часть машинного зала. В результате мощного водяного удара, по сути дела, гидроагрегат взлетел в воздух и какое-то время "попросту летал по помещению, сворачивая лопастями перекрытия и царапая стены". Кутьин напомнил, что чистый вес одного гидроагрегата 2 тысячи 691 тонна. Только одна крестовина весит более 1,2 тысячи тонн. Именно этой вращающейся деталью были повреждены стены машинного зала, перекрытия и механизмы. Кроме этого, приплюсуйте еще к этому около 900 килограммов разнообразных металлических деталей. "Можно себе представить, что происходило в этот момент на станции. Достаточно сказать, что арматура бетонных конструкций (а они на гидроэлектростанциях самые прочные), были размыты водой полностью", - отметил Николай Кутьин. Ситуацию усугубило еще то, что остальные гидроагрегаты продолжали работать с бешеной скоростью, перегоняя объемы воды. В результате чего тоже были разрушены. Уже сейчас ясно, что по масштабам эта технологическая авария равных себе не имеет. По сути дела, в истории мировой гидротехники она первая и пока трудно объяснимая.
Теперь комиссии Ростехнадзора предстоит долгая и кропотливая работа для того, чтобы выяснить, что могло повлиять на отказ работы не одного механизма, а сразу нескольких одновременно. Во всяком случае, Кутьин сообщил, что, хотя выводы будут сделаны к концу сентября, но комиссия по расследованию, скорее всего, проработает дольше. Поскольку здесь надо пересматривать не только причины, но чуть ли не основы гидротехники. Для этого работает большой штат экспертов из различных профильных ведомств. Одновременно с выяснением причин аварии идет и полная проверка всей компании "РусГидро". По словам Кутьина, она должна была начаться 1 сентября, но так как жизнь внесла коррективы, то к ней приступили на следующий день после аварии. Закончится она, по словам главы Ростехнадзора, через два-три месяца.
На вопрос корреспондента "РГ" об экологической обстановке, в частности, о ликвидации последствий вытекшего из гидроагрегата 40 тонн машинного масла, Кутьин сообщил, что уже можно говорить о практической локализации утечки. По его словам, появившаяся в ряде СМИ информация о якобы ядовитости масел не соответствует действительности. Все марки гидроагрегатного масла имеют заключение санитарных служб и никаких дополнительных воздействий на среду по кислотам не оказали. Кутьин заверил, что из Красноярска уже прибыли специальные фирмы, которые могут осуществлять захоронение и утилизацию масла, собранного с поверхности Енисея и на месте аварии. Поэтому сейчас у специалистов есть все возможности избежать экологической опасности.