Виталий Дымарский: Кавказ закипает из-за целого коктейля внутренних противоречий

Каждый год ждем августа как кары Божьей. Опыт, "сын ошибок трудных", грозно нашептывает нам: последний месяц лета обернется, ну, не может не обернуться, какой-нибудь очередной бедой. Ведь в памяти (куда от нее деться) и дефолт, и "Курск", и Останкинская башня, и теракты, а еще неприятные, докучливые исторические даты, пакт Молотова-Риббентропа, Чехословакия 1968 года...

В общем, по Галичу, "вот если бы только не август/Не чертова эта пора!". Или: нам бы эти августы - взять да отменить!

Не получается, однако. Информационная карта месяца (еще, кстати, не завершившегося!) буквально испещрена событиями, по меньшей мере драматическими, на одно лишь перечисление которых уйдет все отведенное мне газетой место. Попробую сгруппировать их по темам и проблемам, чтобы попытаться выявить меру ответственности черной кошки по имени Август. Только ли она то и дело перебегает нам дорогу к светлому будущему?

Так, в несчастливый месяц мы вошли с сообщением о том, что 1 августа пять человек стали жертвами автоаварии в Краснодарском крае: у молоковоза оторвался прицеп, который врезался в пассажирскую "Газель". География подобного рода сводок с автомобильного фронта позднее расширилась: Московская область, Казань, опять Краснодарский край, Москва, Иркутская и Саратовская области...

Можно, конечно, сослаться на плохую наследственность и инерцию несчастий: августу, вспомним, предшествовал июль, когда крупные ДТП с десятками жертв следовали одно за другим: Новосибирск, Москва, Ростовская область... Покушаясь на незавидные лавры Кассандры, рискну предположить, что и в последующие месяцы нас ждут новости, отнюдь не более радужные. Ведь если верить официальным данным, за прошлый год автомобильное движение унесло около 30 тыс. жизней, то есть в среднем по 2,5 тыс. человек в месяц. А мы все на август пеняем - да чуть ли не удачный месяц выдался!

Дальше, правда, стало хуже и тревожнее: Северный Кавказ потрясла целая череда терактов. Самый крупный - в Назрани утром 17 августа, когда во дворе ГУВД прогремел взрыв, в результате которого 25 человек погибли, около 150 (в основном - мирные жители, включая детей из соседних домов) ранены, шестеро пропали без вести.

Досталось милиции и в Дагестане.

В Буйнакске вооруженная банда напала на контрольно-заградительный милицейский пост и расположенную рядом... сауну (!). Убиты 11 человек, из которых четверо - сотрудники правоохранительных органов, а семеро - гражданские лица, на поверку, по сообщениям информагентств, оказавшиеся женского пола.

В Махачкале - несколько нападений на сотрудников дорожно-патрульной службы. В Лакском районе - на наряд милиции. В Хасавюрте и Ки зил юртовском районе обстреляны милицейские автомобили. Два взрыва в Дербенте: одно взрывное устройство сработало на пути следования машины с пограничниками, другое - недалеко от здания местного РОВД...

Всего же, по некоторым данным, в Дагестане за прошедшие полгода (август тут ни при чем) погибли не менее 30 и ранены не менее 41 сотрудника правоохранительных органов и военнослужащих.

Кавказ действительно закипает из-за целого коктейля внутренних противоречий

Не так все благополучно, как казалось, и во вроде бы утихомиренной Кадыровым Чечне. Несколько августовских сообщений с лент информ агентств. "Пятеро бойцов внутренних войск МВД России ранены в перестрелке с боевиками на территории Урус-Мартановского района". "Неизвестные преступники обстреляли колонну сотрудников правоохранительных органов у селения Нихалой Шатойского района". "В результате обстрела колонны рядом с селением Итум-Кале на автодороге в ущелье пять человек погибли". "Два террориста-смертника, передвигавшихся на велосипедах, произвели подрывы взрывных устройств на улицах Первомайская и Маяковская в Грозном: четыре милиционера погибли".

К тому же похищены, а затем убиты сотрудники неправительственной организации "Спасем поколение" Зарема Садулаева и ее муж Алик Джабраилов, пополнившие вслед за Натальей Эстемировой мартиролог чеченских правозащитников.

В общем, кавказская война продолжается, что подтвердил на совещании в Ставрополе президент Медведев: "Некоторое время назад начало складываться впечатление, что ситуация на Кавказе, связанная с террористическими проявлениями, существенно улучшилась. К сожалению, это не так".

Воистину "пока нам везет, мы приписываем это нашей ловкости; в наших неудачах мы виним богов".

Причины нового обострения кроются, разумеется, не в происках богов (август!) или неких злокозненных внешних врагов, на которых, как по команде, незамедлительно указали Назрань, Махачкала и Грозный. На том же совещании Медведев охладил обличительный настрой тех, кто готов всю ответственность переложить на заграницу. Он заявил, что главная проблема - внутри страны: "Сегодня бедность, коррупция и социальная неустроенность отнимают у людей стимулы для нормальной жизни. Вот люди и уходят к экстремистам".

Увольнения, разносы, кадровые перестановки вряд ли приведут к радикальным переменам. Кавказ действительно закипает из-за целого коктейля внутренних противоречий: здесь и кровная месть, и криминальные разборки, и борьба местных элит. И - ставка на уж очень простые управленческие решения, не учитывающие сложную тейповую структуру кавказских обществ, которая плохо сочетается с моновластью.

Впрочем, простые решения нынче в моде. Порадовал, скажем, глава МВД, который дал месяц своим подчиненным на искоренение коррупции. Но почему министр, назначенный на свою должность пять с половиной лет назад, сразу же не отдал такой приказ? Хоть одно ведомство уже давно избавилось бы от взяточничества. И почему другие министры не последуют примеру МВД, раз многолетняя безуспешная борьба с коррупцией может быть триумфально завершена волшебным заклинанием сверху?

Наконец, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС. Что, опять проделки августа? Так вот, первая авария на ударной советской стройке, завершенной в декабре 1978 года, случилась не в августе, а уже следующей весной. Еще одна - в 1988 году. А десять лет спустя МЧС опубликовало прогноз, где станция названа "потенциально опасным объектом". Отмечалось, что ее конструкции претерпели изменения, которые грозят разрушением гигантской плотины. В проекте ГЭС допущены просчеты, неправильно оценены последствия гидравлических ударов. Однако до капитального ремонта станции, находящейся в государственной собственности, руки (и деньги) не доходили даже в "тучные" нулевые годы.

Виновный же пока найден только один - абаканский журналист Михаил Афанасьев, против которого возбуждено уголовное дело по факту распространения в Интернете заведомо ложных сведений о ситуации при аварии на ГЭС, что, по мнению прокуратуры, порочит честь, достоинство и подрывает деловую репутацию руководства республики и ГЭС. То есть сама трагедия "не порочит" и "не подрывает", а журналист, написавший, что на ГЭС находятся еще люди, подающие признаки жизни, должен предстать перед российским судом, самым, как известно, справедливым в мире.

Дело умных - предвидеть беду, дело храбрых - управляться с бедой, когда она пришла. Ну хоть с храбростью у нас не так плохо...

ВИТАЛИЙ ДЫМАРСКИЙ

ЖУРНАЛИСТ