В среду в бывшем Доме дружбы народов на Воздвиженке российский премьер Владимир Путин и президент Южной Осетии Эдуард Кокойты отметили годовой юбилей независимости. В том числе и запуском нового газопровода Дзуарикау - Цхинвал.
Переговоры Путина и Кокойты длились недолго. Югоосетинская сторона получила от Москвы в 2008-2009 годах 10,9 миллиарда рублей. Однако израсходовала только 3,5 миллиарда рублей. "Если средства не будут освоены, перенесем их на следующий год", - заявил председатель российского правительства, попросив не спешить с восстановлением пострадавших объектов в республике. Чтобы не пострадало качество.
Впрочем, даже непродолжительная встреча государственных деятелей оказалась наполненной экономическим смыслом.
- Запустили систему? - поинтересовался Владимир Путин у сидящего напротив Алексея Миллера судьбой газопровода Дзуарикау - Цхинвал.
Глава "Газпрома" поднялся со своего места, неожиданно достал мобильный телефон. Несколько ловких движений, и Миллер уже громко произносит в трубку:
- По поручению председателя правительства подать газ!.. - Миллер сделал паузу и торжественно добавил. - Поздравляем! Успехов!
Объем прокачки "голубого топлива" через газопровод Дзуарикау - Цхинвал составит 250 миллионов кубометров. Однако о главном моменте соглашения - цене газа - и Путин, и Кокойты умолчали. Министр регионального развития Виктор Басаргин заметил "РГ", что при определении стоимости природного топлива "были учтены интересы Южной Осетии". А источник в министерстве рассказал газете о том, что в ближайшую декаду ОАО "Газпром" заключит контракт с югоосетинскими властями на поставку газа.
Сам же Владимир Путин, удовлетворенно выслушав Миллера, проговорил:
- При необходимости вы теперь сможете экспортировать в соседние страны. Можете стать транзитной страной.
По мнению премьера, "построенный в сложных горных условиях в рекордные сроки" газопровод "снижает зависимость Южной Осетии от поставок газа из Грузии".
Тема Грузии не могла не прозвучать и на пресс-конференции. "Россия оказывает поддержку Грузии", - ошеломил присутствующих Владимир Путин. Но тут же пояснил, что, являясь членом МВФ, наша страна регулярно выделяет "немалые деньги этой структуре". Затем средства распределяются "между нуждающимися, в том числе часть достается Грузии". Впрочем, Путин заявил, что "мы не заинтересованы в унижении Грузии, а заинтересованы в том, чтобы была создана стабильная ситуация в регионе".
Россия не допустит никаких попыток реванша, предупредил Путин. "И чем быстрее все вовлеченные стороны осознают эти реалии, тем проще будет строить совместное будущее", - сказал он.
В ответ на это Кокойты заявил: "Мы пристально следим за тем, что происходит в Грузии. Грузия быстро восстанавливает свой военный потенциал. Страны НАТО, в первую очередь США, вооружают Грузию, направляют туда своих военных специалистов. Как недавно заявил министр обороны Грузии, при помощи специалистов из США и стран НАТО Грузия подготовит свои вооруженные силы, возможно, для второй войны - с Россией. Это говорит о том, что в Грузии еще есть реваншистские настроения и руководство Грузии не сделало серьезных выводов из того, что произошло в августе 2008 года".
Владимир Путин также напомнил о косвенном участии в прошлогоднем конфликте других стран.
"Не многие участники международного общения пользуются суверенитетом в полной мере, и все, находясь под влиянием одной супердержавы - США, - руководствуются ее политической волей, не желая вникать в суть событий", - уверен Путин. Однако время несвободы скоро закончится, ведь "вассалом никто не хочет быть".
Так, прецедент Косова, считает российский премьер, поставил мир на распутье: либо придерживаться принципа территориальной целостности, либо отстаивать самоопределение народов. "Международное сообщество должно договориться, по каким принципам жить", - заметил Путин. А что касается признания Южной Осетии и Абхазии, то Владимир Путин откровенно заявил: поддержку Никарагуа никто не ожидал. "Конечно, наверное, справедливо ставить вопрос о признании со стороны Белоруссии, учитывая, что Россия и Белоруссия строят Союзное государство, и что Россия оказывала на протяжении многих лет экономическую и политическую поддержку", - произнес Владимир Путин.
Эдуард Кокойты вторил собеседнику, не скупясь на благодарности в адрес руководства и народа России, в том числе и за то, что российские военные базы на территории Южной Осетии являются гарантом стабильности на Кавказе. По мнению президента, "мир оказался глух к проблемам разоренной Южной Осетии", и только "Россия показала пример подлинной нравственной свободы от двойных стандартов политики". Слова Кокойты подтверждает российская поддержка, размер которой не меняется даже в связи с финансовым кризисом. "Россия не намерена секвестрировать ту помощь, которая оказывается Южной Осетии", - сказал Кокойты. А Владимир Путин и вовсе обещал подумать о выделении Южной Осетии дополнительных средств: "Если понадобятся дополнительные ресурсы на восстановление социальных объектов, коммунального хозяйства, мы рассмотрим этот вопрос".
Все прозвучавшие заявления стороны скрепили рядом соглашений, в первом из которых говорилось о поддержке в социально-экономическом развитии кавказской республики. Второе же предусматривало сотрудничество в борьбе с преступностью.